Турецкий взгляд на Крым: Историческое место политических игр в Черноморском регионе



Мы находимся в историческом месте, представляющем собой политическую шахматную доску противостояния России и Османской империи. Здесь находится Керченский пролив, который соединяет Черное и Азовское моря. С высоты птичьего полета мы созерцаем стратегию Османской империи в Черноморском регионе.

Логотип газеты Джумхуриет (Cumhuriyet)В книге «Черное море» (Black Sea) Нил Ашерсон (Neal Ascherson) пишет: «Турки препятствовали выходу России в открытое морское пространство с трех позиций. Во-первых, Азовская крепость (Azak Kalesi), которая контролировалась турками с целью доминирования на территории, где река Дон впадает в Азовское море. Во-вторых, крепость Еникале (Yenikale), построенная с целью предотвратить выход в Керченский пролив и препятствовать проходу российских кораблей между Азовским и Черным морями. В-третьих, проливы Босфор и Дарданеллы, которые обеспечивали выход в Средиземное море…».

Азовская крепость, ставшая первой оборонительной линией Османской империи против России, пала в период правления Петра I. Второй стратегически важной позицией является Еникале, которой Османская империя придавала большое значение, преследуя цель – оказать сопротивление России на Черном море. Эта крепость была потеряна османами в 1774 году во времена правления царицы Екатерины Великой после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

Россия, словно переставляя фигуры на шахматной доске, в течение 70 лет захватывала эти крепости одну за одной. Через небольшой период времени после взятия контроля над ними, спустя 10 лет, Российская империя присоединила Крымский полуостров.

Сейчас мы находимся над Керченским проливом, в самой восточной точке Крыма, на расстоянии 210 км от Симферополя. Перед нами раскинулось Азовское море, Таманский полуостров, территория которого принадлежит России, а также порт Кавказ. По направлению Керчь - порт Кавказ регулярно осуществляются паромные переправы. При желании можно через 20 минут оказаться в России…

Город-герой Керчь

Наша экскурсия начинается с осмотра обелиска Славы, установленного на горе Митридат, который смотрит с возвышенности на пролив, где встречаются Черное и Азовское море. Задавая вопрос о том, что означает этот обелиск, мы узнаем, что он был установлен в советский период в знак присвоения Керчи звания «город-герой». В СССР ряд городов получили это звание за мужество, проявленное в боевых действиях. На Крымском полуострове такое звание приобрели два города – Керчь и Севастополь. Оба эти города играли стратегически важную роль в расширении Российской империи. Сделав фотоснимок на память около обелиска «Город-герой», мы отправляемся в историческую османскую крепость Еникале.

В бастионах крепости в духе османских наложниц с восточными платками позируют российские женщины. Это место в общественном сознании россиян по-прежнему напоминает «завоевание востока». Подтверждение тому, что данное восприятие является действительным, мы находим как в Ялте, так и в Крыму, когда в многочисленных уголках перед нами возникает «ориенталистская российская архитектура».

Когда мы глубоко вдыхаем соленый бриз, который веет с Черного и Азовского морей, посол Бильге Джанкорель (Bilge Cankorel), организовавший это великолепное историческое путешествие, отмечает: «Мы видим стратегию Османской империи в Черноморском регионе с высоты птичьего полета. Стратегия османов заключалась в том, чтобы, сдерживая российский флот в Азовском море, перекрыть Керченский пролив. Выход российских торговых и военных судов в Черное море строго контролировался. Такая стратегия сохранялась вплоть до 1774 года. Стратегии был положен конец, когда Османская империя покинула эти территории, а Крымское ханство стало частью Российской империи».

Потеря Керчи стала одной из небрежностей Османской империи. В то время как османы были заняты охраной в этой крепости выхода к Черному морю, российский флот Екатерины II зашел с Запада, и, выйдя из Балтийского моря, обогнул европейский берег и нанес удар по городу Чешме Османской империи. Вести об угрожающей российской экспедиции, длившейся три месяца, достигли и Османской империи. Однако никто не верил, что российские корабли смогут пройти через Балтику. Результатом беспечности стало уничтожение турецкого флота в Чешме. В результате подписанного вслед за поражением Кючук-Кайнарджийского договора Керчь и Еникале были потеряны.

Подробности истории османского флота, разбитого в Чешме, я услышала в Санкт-Петербурге. Чтобы понять Крым, в сущности, экскурсию необходимо начинать именно с этого города. У всего старшего поколения России, бывавшего во дворцах Санкт-Петербурга, каждое биение сердца отзывается «любовью к Черному морю». Тронный зал летнего дворца Петергофа до сих пор включает «Картины Чешме», изображающие сожжение турецкого флота при Чешме. Большинство картин написано Айвазовским, музей которого мы также посетили.

Под фамилией Айвазян Айвазовский родился в Феодосии, которая являлась самым крупным рынком рабов в Европе. Прибывавшие в этот город суда загружались драгоценными камнями, парфюмерией, фарфором, приправами, китайским шелком, а также рабами. Согласно преданию, Роксолана также в свое время была одной из наложниц на рынке Феодосии. На одном из кораблей, направлявшихся из Феодосии в Стамбул, была и она.

В Феодосии, известной в те годы как «малый Стамбул» в силу интенсивных торговых связей со Стамбулом, сегодня, за исключением музея Айвазовского, больше ничто не представляет такой уникальной ценности.

Художник моря и света

Музей Айвазовского находится на побережье и смотрит на море. Это был дом выдающегося художника. Родившись в купеческой семье, Айвазовский уже в детстве, используя уголь, создавал на стенах свои первые произведения. Градоначальник Феодосии, обнаружив его неординарный талант, отправил этого маленького ребенка армянского происхождения в Санкт-Петербург, Королевскую академию. Со временем приобретя известность как художник-маринист, Айвазовский таким образом накопил значительное состояние и объездил много стран. Он бывал в Египте, Турции, Греции и создал 6 тысяч картин! Вслед за нашей мимолетной поездкой под впечатлением картин черного, волнующегося моря, всегда передающих чувства Айвазовского, мы отправились в город Судак, известный как Генуэзская крепость.

Крепость Судак, как Великая китайская стена

Судак расположен между городами Керчь и Ялта. Когда мы входили в крепость Солдайя, мы обратили внимание на большое количество посетителей, что придавало совершенно особую атмосферу посещению. Достигнув вершины крепости «Малая китайская стена», мы увидели все огни простирающегося под нами огромного Судакского залива. Один из наших друзей-журналистов Артун Унсал (Artun Ünsal) сказал: «Сейчас мы наблюдаем Судак, будто на картине Айвазовского. Находиться здесь в этот час намного лучше. Если бы был лунный свет, мы бы получили еще большее удовольствие». Между тем лунный свет, который всегда сопровождал нас и раньше, на этот раз кокетничает и немного запаздывает.

На самом деле Солдайя была построена как венецианская крепость. Венецианцы, стремившиеся контролировать торговлю «шелкового пути», построили эту крепость в XII веке. Конфликтующие с венецианцами за привилегии одного и того же торгового пути генуэзцы в 1365 году захватили крепость и отстроили снова. На первый взгляд просматривается итальянский стиль, готические оконные проемы крепости, действительно напоминающую Великую китайскую стену.

Друг знает цену дружбы

В последний день пребывания в Симферополе мы посещаем Крымский государственный инженерно-педагогический университет. Ректор Февзи Якубов с волнением встречает нашу делегацию, приветствует нас и вспоминает: «Я все прекрасно помню. В 1944 году, когда нас депортировали, мне было 7 лет. Я всегда помню жаркие пустыни Узбекистана, грязь вагонов, голод. Я всю свою жизнь задаю себе вопрос: какая сила позволила нам выжить? А нам помогли обычные люди. Те, кто нам помогал, сами были стеснены определенными условиями. У них даже не хватало одежды, но они делились с нами последним куском. Памятник в нашем городе является символом благодарности узбекскому и украинскому народам, которые протянули крымским татарам руку помощи».

«Мемориал благодарности» крымских татар выполнен в форме «книжной страницы, которая простирается к звездам», а под ним – слова: «Друг знает цену дружбы». Символичный смысл «памятника страницы книги» ректор объясняет следующим образом: «Пусть наше возвращение в Крым сопровождается наукой и образованием, но не кровопролитием!»

Мы ждем поддержки от Турции

Это истинное чудо, что татары, которым в годы депортации было запрещено говорить на родном языке и использовать его в образовательных целях, сегодня в сердце Автономной Республики Крым владеют таким университетом. Крымские татары, столкнувшиеся со всевозможным давлением, тиранией и попытками их ассимилировать, как не забыли свой язык, так и вошли в это столетие с новым университетом. В ходе поездки по Крыму это было самое чудесное событие истории, по следам которой мы следовали.

«Мы ждем поддержки от Турции. Наше единственное стремление состоит в том, чтобы наш народ, язык, наше собственное "я" сохранились, - говорит ректор и добавляет: Сегодня 4 из 6 тысяч студентов - татары. Вопрос возвращения домой решен, теперь необходимо решить вопрос ума (образования)». Ректор отмечает, что поддержка университета требуется для дополнительных нужд (общежитие, столовая, спортивный зал, ремонт здания).

Беседуя, мы входим в кабинет ректора. Здесь нас ждет особая церемония. Стол для заседаний уставлен фруктами и украшен желтыми цветами. Шесть девушек и юноша в одеждах одного тона с цветами, образующие небольшой скрипичный оркестр, устраивают для нас незабываемый концерт.

На обратном пути прочитываю строки Фатиха Керими, написавшего сто лет назад «Путешествие в Крым»: «Все любят Крым. Потому что его климат, природа, воздух, люди, дары – иными словами все прекрасно и хорошо. Как всегда бывает на Востоке, повсюду в Крыму очарование и поэзия». Действительно так.

Нильгун Джерахоглу (Nilgün Cerrahoğlu), газета Cumhuriyet (Турция). Перевод Иносми








1 комментарий

  1. Nail Romanov:

    Что случилось с сайтом обком.нет.уа? у вас есть какая-то информация?

Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом