Становление и консервирование советской нации в Крыму



В этой статье автор рассматривает этнические процессы в Крыму сквозь призму появления, развития и исчезновения уникальных этносов и субэтносов, существовавшие на полуострове. Внимание уделено также ассимиляционным процессам, которые, по мнению автора, привели к тому, что в Крыму была сформирована и законсервирована «советская нация» - русскоязычная в быту, советизированная в культуре, интернационализированная путем ассимиляции, депортации и русификации большинства этносов и субэтносов.

База. Колонисты и колонизаторы

В статье несколько раз можно встретить термины «колонисты» и «колонизаторы». Автор использует их как разные понятия в следующем разрезе. Колонисты - это люди, которые заселяют новый край, не покоряя местное население, а только разбавляя собой существующее. Колонизаторы - это слой людей, иногда массовый, который планомерно превращает край в свою колонию, не останавливаясь перед продуманной и дальновидной ассимиляцией предыдущего населения, а также репрессивными методами, от вытеснения к массовым депортациям народов, которые ассимилировать не удается.

Крымские татары

Крымские татары являются наименее русифицированным этносом Крыма и всей южной Украины. Русский язык знает абсолютное большинство крымских татар, однако родной язык не забывают, и также легко овладели украинским за 23 лет проживания вместе в одном государстве. Появление в Крыму нескольких сот тысяч крымских татар вернуло на полуостров и утраченную здесь за вторую половину ХХ в. форму русского языка - восточное наречие, законсервировало в себе основные черты произношения 1930-х годов. Этот консервативный вариант сохранялся до недавнего времени в Средней Азии, а теперь его можно услышать, когда крымские татары разговаривают на русском.

Среди крымских татар еще недавно было заметно существование трех субэтносов.

Северная группа крымских татар - ногайцы, с собственным степным диалектом - формировалась на территории степного Крыма и прилегающих к нему исторических земель: Центр, Едисан, Джамбойлук, Еничкуль, Кубань. После уничтожения Крымского ханства (1783) его материковые земли были быстро колонизированы русскими и украинцами, а крымские татары продолжали жить изолированной группой внутри Крыма, вплоть до начала ХХ в. сохраняя численное превосходство на полуострове. Ногайская часть этноса наиболее была подвержена миграции, во-первых, потому что ее земли подлежали самой колонизации, во-вторых из-за полукочевого уклада, и наконец из-за традиционных и личных связей с другими регионами. Если в середине XVIII в. крымских татар было более 400 тыс., а сразу после аннексии - не было и 200 тыс., это означает эмиграцию в Османскую империю, в первую очередь, степняков-ногайцев. Так же, во второй половине XIX в. количество крымских татар в Крыму упало с 240 тыс. до едва полных 100 тыс. (1859 - 1865) из-за эмиграции после Крымской войны, и здесь также ключевую долю мигрантов составляли ногайцы. К началу ХХ века степняки составляли все еще мощную долю народа - около 20%. Несмотря на свою численность, крымские ногайцы никогда не делали заявку на литературный язык на основе своего диалекта. Ногайские диалекты отличаются сильным начальным «дж». Существует шутка, что степняки дж-кают: «Джанкой джолында джавун джавгъанда джылан джерде джылап джати» (литературным произношением это бы звучало так: «Джанкой ёлунда ягъмур ягъгъанда йылан ерде агълап ята» - «На джанкойской дороге, когда идет дождь, змея лежит на земли и плачет»).

Южнобережные ялыбойцы говорили на диалекте, генетически близком к огузской группе и современному литературному турецкому. Это в определенной степени проливает свет на этногенез, ведь территория Ялыбойю совпадает с зоной османских владений в Крыму, которая практически никогда не была под властью крымских ханов. Еще раньше здесь были генуэзские, венецианские и греческие колонии. Это отразилось и на генетическом происхождении ялыбойцев, и на чертах их языка. Например, чисто итальянское преобразование мягкого «к» на «ч», лексика, обогащенная словам греческого и итальянского происхождения. В политической плоскости ялыбойцы долгое время зависели от власти султана, а не ханов, часто становились на сторону претендента на трон, которого утвердила Порта, в противопоставление кандидату от степняков, и это также накладывало отпечаток на отдельность субэтноса. В течение XIX века, когда Крым уже был единственной провинцией, южнобережные татары претендовали на возложение своего диалекта в основу всей крымскотатарской литературной нормы. Кульминации этот процесс достиг в деятельности просветителя Исмаила Гаспринского - он разработал азбуку и грамматику, которая, по его мнению, была универсальная не только для всех крымских татар, но и для большинства тюркских языков.

С установлением советской власти азбука-арабица Гаспринского была отменена, а норма литературного языка была пересмотрена в пользу средне-крымского диалекта, распространенного в провинции Орта-Йолак («Средняя полоса»), которым пользовались горные и предгорные татары - таты. Окончательно борьба двух диалектных норм завершилась переходом с латиницы на кириллицу. Таты говорили на языке среднем между огузским и кыпчакским говорами. Во времена ханства они составляли большинство оседлого населения, были ближе к хану и его двору, в политическом плане часто противостояли как турецкому влиянию с юга, так и доминированию ногайских кланов с севера. Этногенез татов - очень сложный, в нем могли участвовать десятки народов и их потомков, когда-либо населявших крымские горы и предгорья. Включая последних скифов и тавров, сармато-аланские племена, готских и гуннских завоевателей, хазар, аваров, угров, печенегов и десятки других племен. Антропологи часто указывают на европеоидные черты татов, причем, отличные от средиземноморские, присущие ялыбойцам.
Чтобы проиллюстрировать лингвистические различия между всеми тремя диалектами, приведем подборку из нескольких слов, которые по-разному звучат в каждом из диалектов.

Сначала идет Степной диалект, затем Средний диалект, затем Южный диалект - и в конце Перевод:

джолымыз - ёлумыз - ёлумуз - наш путь

джавун - явун - ягъмур - дождь

келемен - келем - гелийим - я прихожу

бараман - барам - варыйым - я иду куда-то

джуремен - юрем - юрийим - я хожу

джылагъан - агълагъан - агълаян - тот, который плакал

Развитие субэтносов фактически прекратилось вследствие депортации 44 года. Крымских татар расселили без учета места предыдущего проживания и тем более субэтнического происхождения на территории среднеазиатских республик и Российской Федерации. В местах ссылки группы активно смешивались между собой, и так продолжалось два поколения, теперь уже и после репатриации. Теперь редко можно встретить крымского татарина, который по всем линиям матери и отца происходил бы только из одной группы. Выбор диалекта для домашнего пользования определялся влиянием старшего члена семьи, который лучше владел языком и воспитывал новое поколение. Кроме того, часто семьи селятся не там, откуда родом их предки, и оказываются в окружении других диалектов. Также большое значение имело культурное самообразование крымских татар на высылке и при возвращении - за основу брался литературный вариант Орта-Йолак...

крымский базар. старинная гравюра крыма

Базар в Крыму. Рисунок Христиана Гейслера. 1804 год

Караимы

Сложным вопросом является этногенез караимов. Изучение этой чисто научной проблемы в течение более чем столетия упирается в общественно-политический аспект и часто влияет на выводы исследователей. Теория тюркского происхождения противопоставлена ​​теории древнееврейского, причем сторонники первой активно оказывают попыткам вписать караимов в ряды еврейского этноса или суперэтноса. Согласно различным фактам, первые выходцы из античной Иудеи появились в Крыму еще до н.э., и регулярно переселялись сюда во времена Римской и Византийской империй. Однако, в раннем Средневековье Крым попал в зону влияния Хазарского каганата - тюркского государства, среди государственных религий имевшего иудаизм. Смешанный с предыдущим культом Тенгри - небесного бога тюрков, хазарский иудаизм проник в Крым и пустил здесь глубокие корни.

Примерно в то же время среди иудаистов Ближнего Востока приобрело популярность движение против Талмуда - многотомных «уточнений и разъяснений» к канонической Библии, которые было не под силу изучить рядовому человеку. Это движение называлось «караим», то есть «читающие», и в самом названии призвало читать непосредственный источник религии - Тору - вместо ее талмудических толкований. Носители этого движения умели найти общий язык и с христианами, и с мусульманами на почве древнего единобожия, откуда выводят себя обе мировые религии. Поэтому они легко прижились в Крыму, несмотря на изменения в политическом ландшафте среди хазарских, византийских, генуэзских, ханских и турецких владений. Соответственно, генезис крымских караимов может содержать в себе сразу много источников, включая значительный вес тюркского компонента.

Сторонники старой «библейской» версии иудаизма, противопоставленные сторонникам «талмудической» версии, по приблизительным расчетам составляли 75% всего еврейского населения Крымского ханства. Впервые численность караимов как отдельного этноса зафиксирована переписью 1795 г. и насчитывала 2300 человек. По состоянию на 1850 г. караимов в Крыму было 4000, по состоянию на 1920 г. - 5600 За годы советской власти количество караимов постоянно спадало. Так, перепись 1926 г. обнаружила 4,5 тыс., В 1934 г.- 3,4 тыс., В 1944 г. - 2,5 тыс.
Видимо, исключение составляет период нацистской оккупации полуострова - тогда в Крыму вроде проживало 7 тыс. караимов. Это можно объяснить отчасти тем, что среди всех этносов, религиозно близких к иудаизму, только караимам в Третьем Рейхе было разрешено право на существование, поскольку принималось во внимание их тюркское происхождение. Поэтому многие крымчане, которые находились в зоне риска из-за «еврейского вопроса», с целью сохранить жизнь вспоминали, а может частично и выдумывали у себя караимские корни, исправляли документы. Однако были случаи и обратного - когда караимы, получив от нацистов «право на жизнь», добровольно шли на расстрелы вместе со своими родственниками в смешанных семьях.

После возвращения Красной Армии часть караимов, имевших родственные связи с другими крымскими народами, депортировали вместе с этими народами. Большая часть осталась в Крыму, однако потеряла любые даже призрачные шансы на культурную автономию и быстро ассимилировалась. С началом послевоенной массовой миграции евреев в Израиль, местное руководство желало любой ценой сохранить показатель количества евреев на своей территории и поэтому пыталось приписать к ним караимов. Это частично удалось, но еще больше караимов, протестуя против такого предписания и отказа писаться собственным этнонимом, записывалось в русские. В 1970 г.. караимов насчитано только 1,6 тыс., в 1979 г. - 1,2 тыс., в 1989 г. - 0,9 тыс. При этом только каждый десятый указывал на родном языке караимский, а все остальные - русский.

Таким образом, караимы получили в советское время ползучую ассимиляцию: одна часть стала полностью русифицированной, другая примкнула к еврейскому этносу и почти полностью эмигрировала в Израиль. Часть караимов Крыма переехала в Литву, где их культура и традиции охраняются государством. По состоянию на 2001 год перепись зафиксировала 0,6 тыс. крымских караимов, и лишь 72 носителя языка. В начале 2015 г. караимов осталось 0,5 тыс.

Караимский язык состоял из трех диалектов - крымского, галицкого и литовского, и по состоянию на сегодня только последний имеет некоторый шанс на то, чтобы сохраниться как действующая речь.

Крымчаки

Язык крымчаков иногда считают этнолектом, поскольку он похож на орта-йолакский диалект крымских татар, со значительным весом гебраизма. Однако лингвисты находят наиболее родственным языку крымчаков (который до ХХ в. носители называли «Чагатай») карачаевско-балкарский. Первые памятники относятся к золотоордынским и генуэзским временам (XIV - XV вв.). С ними же связаны и гипотезы о появлении крымчаков. Среди фундаментальных версий их происхождения следует упомянуть европейских евреев, бежавших в крымские колонии генуэзцев из-за постоянных погромов, «кровавых наветов» и инквизиции. Второй волной могли стать евреи Испании - сефарды, вынужденные поселиться в исламском мире как более толерантном на тот момент к еврейству, чем у католических королей.

Крымчаки были рабанитами и талмудистами, то есть признавали авторитет ребе - учителей и толкователей Талмуда. Это четко отделяло их от караимов и не давало их двум общинам слиться в одну. В свою очередь, архаичность быта, отдельный язык, чисто крымские традиции не способствовали тому, чтобы крымчаки сливались с континентальными евреями Российской империи. Последние, из-за законов о «Полосе оседлости», в течение XIX в. активно заселяли Крым, быстро догнали и обогнали крымчаков по численности.

Крымчаки, которых впервые посчитали как «крымских евреев» во время переписи 1926 года, составляли до войны большую, по крымским меркам, общину - 6000. Их судьба как этноса полностью была перечеркнута в 1942-44 годах, когда большинство народа было истреблено нацистами с помощью крымских пособников. Меньшая часть, 800 крымчаков, успела эвакуироваться во время Керченского десанта в новогодние дни 1941/42 гг. После войны в Крыму остались живыми 750 крымчаков, по состоянию на 1959 год их количество достигло более 1000, и еще около 500 жило за пределами Украины. В течение советского периода около 700 крымчаков переселились в Израиль. Перепись 1989 года обнаружила 600 крымчаков, из них пользовались родным языком только 100, а остальные - указали русский. 2001 год обнаружил всего 280 крымчаков в Крыму и еще 200 - на материковой Украины. Носителей родного языка осталось считанные единицы. На начало 2015 г. в Крыму зафиксировано лишь 177 крымчаков (или вместе с Севастополем - 228).

Крымские евреи

Следует упомянуть также судьбу другого народа, имевшего шансы осесть в Крыму в качестве отдельной этнической группы - крымских евреев. Начиная с 1920-х годов, среди части сионистов России созрела идея об удивительном сходстве природных условий Крыма и Земли Обетованной. Здесь и пустынные ландшафты, и инородное окружение (мусульмане - крымские татары, христиане - немцы, болгары, греки), и тяжелые условия труда на неплодородной земле. Благодаря одному из авторов идеи - Йосефу Тремпельдору, будущему основателю Тель-Хай на месте современного Тель-Авива - российские евреи начали съезжаться в Крым и основывать свои первые земледельческие колонии. В будущем планировалось, что от Крыма до Иерусалима географически близко, и он может стать перевалочной базой для репатриантов - своего рода инкубатором, в котором отвыкшие от сельского труда поколения евреев будут проходить «стажировку» перед появлением в Палестине.
Этот проект был подхвачен советской властью, но только в той части, чтобы евреи основывали в Крыму свои сельскохозяйственные коммуны (кибуцы). С началом закручивания гаек кибуцы быстро превратились в обычные колхозы и совхозы, только с концентрированным еврейским населением. В течение двадцати лет между 1920 и 1940 гг. в Крыму было основано более 180 таких поселений, из них около сорока - самостоятельные, остальные были смешанными (например, особой популярностью пользуются еврейско-немецкие села). Одна часть еврейских колонистов общалась на языке идиш, другая - учила иврит, была также небольшая группа, практиковавшая язык эсперанто. Отдельно возникали колхозы еврейских горцев с Кавказа, бухарских евреев. Было много выходцев из еврейских местечек Украины и Белоруссии.
Таким образом, закладывались возможности составления в Крыму одного или сразу нескольких субэтносов крымских евреев. Первый сокрушительный удар этот проект потерпел в 1942 году, когда нацисты объявили всех евреев вне закона и устроили их грандиозное, полное уничтожение. Однако уже в 1944 году, сразу после прихода в Крым Красной Армии, часть советского актива еврейского происхождения подняла вопрос о превращении Крыма или его части в еврейскую автономию. Сначала сталинисты поддерживали такую ​​инициативу, но затем в связи с изменением геополитических реалий физически избавились от инициаторов, устроив «Дело Еврейского комитета», в ходе которого была «разоблачена» и казнена плеяда еврейских деятелей. После этого, вместе с крымскотатарскими, греческими, армянскими, болгарскими, немецкими названиями с карты Крыма убрали и названия на идише и иврите, села переименованы в безликие советские названия. Был стерт с карты и единственный в мире поселок с названием на эсперанто - Войо Нова.

Среди современных евреев Крыма есть потомки 65000 жителей еврейских колоний. Однако сейчас эта этническая группа полностью русифицирована. По состоянию на 2001 год, их было 4,5 тыс. ...

Крымские греки. Урумы, румеи, новоэллины

Крымские греки - широкое название сразу нескольких этносов, субэтносов и исторических сообществ. Подчеркиваем это особо, поскольку можно встретить немало спекуляций о древнейшей нации Тавриды (не считая самих тавров), и делается это как осознанно, так и по халатности.
Крымскими греками в XVIII в. называли два этноса - урумов и румеев, которые различались, прежде всего, в языках - первые разговаривали на этнолекте крымскотатарского, вторые - на диалекте эллинского.

Их происхождение от древнегреческих колонистов, прибывших в Тавриду еще во времена Навуходоносора, вызывает определенные уточнения. На взлете античной цивилизации греки действительно составляли отдельную и четко отделенную от других крымских народов этническую группу, и не только языковую и генетическую, но и культурную и даже цивилизационную. Среди местных киммерийцев, тавров, скифов, сарматов они были изолированными колонизаторами, которые, по выражению Сократа в диалоге Платона, теснились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. С племенами раз за разом вспыхивали войны и конфликты, но большинство времени шла бойкая торговля. Со временем в Крыму возрастала роль «варваров» в античном полисе, появились откровенно варварские династии (Боспор), что приводило к смешению населения полисов с местным населением. Эти процессы хорошо изучены на эпиграфических надписях Херсонеса и других городов-государств, и иллюстрируют постепенную варваризацию в именах, проникновении эклектичных культов, проникновении реалий местного быта. Но, ясно отметим, об обратной ассимиляции греками местных племен достоверных данных нет, и если не считать эллинизацию племенной знати, то скорее всего она не была массовой.

Это важный момент, поскольку население греческих колоний с началом кризиса античного мира начало редеть, подвергалось частым нападениям до уничтожения городов, и очевидно вложило малый удельный вес в формирование всекрымского населения, постоянно пополнявшегося все новыми и новыми пришельцами с материка. Дальнейшее возрождение некоторых колоний и основания новых в золотой век Юстиниана - более чем за тысячу лет с начала колонизации - не могло вернуть демографических процессов в полисах в сторону увеличения потомков первых колонистов, а скорее только добавляло все новые этнические дополнения к этому населению, потому византийцем на то время мог быть кто угодно из ойкумены, например христианизованный гот, армянин, славянин.

Уже в раннем Средневековье ключевым становилось уже не генетическое происхождение, а религиозная принадлежность. «Греческой верой» долго называлось православие (а к расколу церквей - и вообще христианство в регионе), а этнические группы принимавших христианство в понимании современников со временем становились «греками». Это легко объясняет, почему многочисленная группа крымских греков - урумы - разговаривала не на варианте греческого, а на варианте тюркского. Скорее всего, это не был упадок языка предков (тем более, что рядом жили румеи, которые им свободно владели), а наоборот продолжение общения на родном языке после принятия тюрками в Крыму христианства. Что касается второй группы, румеев, они скорее всего были прямыми потомками византийцев (как мы уже отмечали, тоже крайне разношерстного в этническом смысле сообщества).

Таким образом, удельный вес потомков древнегреческих колонистов среди крымского населения был незначительным, вопреки мифам, которые часто можно встретить в публицистике на крымскую тематику. Этнические группы, которые входят во множество крымских греков и греков Крыма, являются преимущественно потомками византийского этапа колонизации полуострова.

В течение средневековья греческая православная община была заметной в таких городах как Судак, Херсонес, Каффа, поселениях на южном берегу. В Судаке греческая община активно противостояла генуэзцам в борьбе за епископство, в Горскому Крыму «греки» (православное население) создали собственное княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 года.

Два христианских народа - урумы и румеи - жили в Крыму до конца 18 в., когда летом 1778 были депортированы. 18400 греков обеих языковых групп были расселены меньшей частью на Кавказе, а большей - в районе современного Мариуполя. На этом история, собственно, гипотетических потомков древних греков (а в большей степени - византийцев и их федератов) в Крыму практически завершилась, и оба народа теперь населяют донецкое Приазовье. Сегодня их потомков 77000, и только 6,4% из них указали свой родной язык, другие - русский. Некоторая часть крымских греков, не желая оставлять Крым, нашла щелочку в указе Екатерины II - поскольку депортация касалась христиан, они номинально приняли ислам. К примеру, в поселке Керменчик половина жителей состояла из греков-мусульман, которые тайно сохраняли определенные христианские традиции. Большая часть таких криптохристиан со сменой поколений становилась мусульманами и ассимилировалась с крымскими татарами.
Но в то же время вместе с российской колонизацией Крыма сюда начали прибывать совсем другие греки - эллины Османской империи. Еще в 1775 году, за три года до депортации урумов и румеев, Россия начала заселять контролируемые ею Керчь и Еникале греками-архипелажцами, а также арнаутами - эллинизированными албанцами. Из них был сформирован греческий батальон, затем - полк, который сыграл важную роль в подавлении восстаний крымских татар и присоединении Крымского ханства к империи Романовых. Вскоре после аннексии Крыма (1783) им были предоставлены земли в Балаклаве и Севастополе, а также поручено патрулирование всего южного побережья. Начальники батальона получили огромные имения от Балаклавы до Феодосии. Их численность постоянно росла (2,5 тыс. в 1793 г., 3 тыс. в 1795 г., 5,5 тыс. в 1835 г.). Греческие батальоны охраняли Крым от вторжения турок с моря, активно подавляли татарские восстания 1812 и 1854 гг. Воинские формирования активно использовались в войнах России против Турции, благодаря чему численность греков в Крыму регулярно снижалась (в 1816 г. - всего лишь 1800), однако на смену погибшим с начала XIX в. в Крым хлынула волна беженцев с материковой Греции, особенно из числа политических эмигрантов, участников войны за независимость Эллады. Все новоприбывшие разговаривали на новоэллинском, впоследствии к ним добавились понтийские греки - выходцы из черноморских провинций Турции. Количество «новоэллинов» росло в течение всего XIX в. С каждым обострением греческого вопроса в Османской империи в Крыму появлялись все новые волны беженцев. Многие из них считались «турецко-подданными». Последняя крупная волна таких переселенцев пришлась на 1914-17 годы, когда из-за Первой мировой войны в Крым ушло 12000 понтийцев из Карса и Трапезунда и греко-славян из Салоник.

Пик количественной доминации греков Крыма (отличных от крымских греков - урумов и румеев) пришелся на 1917-20 годы, когда здесь проживало 22-24 тысячи эллинов. Гражданская война, красный и белый террор сократили это количество до 16 000 (1926 год), однако с появлением в советском Крыму 8 сельсоветов и этнических колхозов сюда прибыло много греков со всего СССР (25 тыс. по состоянию на 1934 г. год). Следующие предвоенные годы Крым пополнялся политическими эмигрантами из фашистской Греции. Затем количество греков незначительно падало (до 20 000 в 1939 году), что объясняется массовыми репрессиями сталинского режима. По состоянию на 1941 г. греки Крыма населяли 400 сел и поселков, десятки из которых были основаны еще их дальними родственниками - депортированными урумами и румеями. С началом советско-нацистской войны из 20 000 греков осталось 14 000 - разница объясняется репрессиями, раскулачиванием с высылкой, мобилизацией в Красную армию и эвакуацией семей коммунистов. Во время гитлеровской оккупации часть греков вернулась в Крым, к ним добавились этнические греки из контролируемых Третьим Рейхом территорий. В то же время греки Крыма принимали активное участие в партизанском сопротивлении, из-за чего в 1942-43 гг. немецкими и румынскими войсками были сожжены около 30 греческих поселков. Весной 1944 года Красная армия вернулась в Крым, а уже летом того же года с полуострова были депортированы 18 600 греков, включая турецко-подданных. С конца 1950-х некоторые греческие семьи начали возвращаться в Крым. Значительная часть греков, имеющих происхождение из Крыма и культивирующих родной язык, в течение независимости ре-эмигрировала на историческую родину - в Грецию.

В 1989-2001 годы греков в Крыму насчитывалось 2,7 - 2,8 тысяч... Состояние владения новогреческим языком среди носителей очень низкое, большинство русифицировалось в послевоенные советские времена. Однако молодое поколение активно изучает родной язык, участвует в греческих государственных образовательных программах.

Крымские армяне

Первые армяне селились в Крыму еще в раннем Средневековье, в рамках византийской колонизации. С XII в. их переселение стало массовым - армяне бежали от сельджукской экспансии, с каждым наступлением тюрков и новыми неприятностями на родине поток мигрантов увеличивался и достиг, по некоторым данным, 100 000 семей. Армяне селились как в генуэзской (Каффа), так и в половецкой частях Крыма (Карасубазар, Старый Крым), делали колонии в городах, основывали новые поселения - например, Армянский Базар, теперь город Армянск, поселки и несколько десятков монастырей. По подсчетам специалистов, только в итальянской Каффе их было 45 000, то есть две трети всего населения. Крым стали называть Армения Маритима, то есть Морская Армения.

В течение генуэзского периода истории Крыма среди армян боролись две церкви - григорианцы и католики. Григорианцы активно сопротивлялись попыткам своего окатоличивания - как со стороны римской курии, так и со стороны армян-католиков. В свою очередь, армяне-католики боролись против генуэзцев за право на автономный устав, право избирать своего епископа и вести службы на армянском.

Крымские армяне того периода имели свои субэтносы, что объяснялось разным происхождением волн миграции, а также разницей в культурном окружении. Григориянские монастыри пользовались староармянским языком, жители генуэзских колоний - также староитальянским и латынью. Третья часть армян, которая жила в окружении половцев, говорила и писала на армяно-кыпчакском языке, а также обратно ассимилировала кыпчаков, принимавших христианство григорианского направления. На этом малоизвестном, исчезнувшем языке созданы философские и научные работы, произведения искусства, летописи, религиозные и алхимические тексты.

Турецкое завоевание Южного берега превратило Крым в территорию доминирования ислама. Сотни тысяч крымских армян переселялись в европейские города, где чувствовали себя более уютно - в том числе в Каменец, Львов, Луцк, Замостье, Сучавы, Могилев, Яссы, Аккерман. Сохранилось немало легенд о преследовании армян крымскими турками, попытках обратить их в ислам. Однако, когда Россия отвоевала южный берег Крыма у Турции и предоставила формальную независимость Крымскому ханству (1778), администрация Екатерины II решила выселить армян из Крыма с целью ослабления экономики государства. Суворов вывел 12600 крымских армян и поселил их в современной Ростовской области.

На этом почти завершилась долгая история собственно крымских армян, как субэтноса или скорее группы субэтносов. Небольшая часть, около 600 человек, смогла хитростями закрепиться в Крыму, а после аннексии Крыма депортированные небольшими партиями возвращались в старые места - так, в 1795 г. их снова было уже 1000, в 1816 г. - 2700. В XIX в., с интеграцией Крыма в экономику материка, начался процесс воссоединения бывших крымских армян - потомков переселенцев из Львова, Каменца, Кишинева. С началом регулярных войн России против Турции за Кавказ в Крым хлынул поток армян, спасавшихся от ужасов войны - в 1835 г. всего армян было 4,3 тыс., в 1863 г. - 5,8 тыс., в 1897 г. - 8,3 тыс. А затем была известная на весь мир ужасная резня армян в Османской империи, которая впервые в истории была названа «геноцидом». За несколько лет беженцы оттуда заполонили Крым - армян стало вдвое больше, в 1919 году - 17000. Однако здесь их ждали революция, гражданская война, террор, и много армян отправилось подальше с полуострова. В 1920 году армян было 12000, а после голода начала 1920-х, в 1926 году – уже на тысячу меньше. Перед началом Второй мировой войны в Крыму проживало 12900 армян различного происхождения. Летом 1944 г. советская власть депортировала поголовно всех армян Крыма - а их было на тот момент 9600. Эту вторую (после суворовской) депортацию можно считать финальной точкой в ​​существовании крымских армян как субэтноса, формировавшегося здесь с раннего Средневековья.

После смерти Сталина в Крым вернулись лишь некоторые семьи крымских армян. Однако в СССР после 1956 г. не было ограничений на проживание армян как таковых, и поэтому со всего Союза здесь понемногу накопилось их немалое количество - 3000 на 1970-1989 годы. Только треть из них владела армянским. По переписи 2001 года, в Крыму проживало 8700 армян. ...

Значительное количество из них составляют семьи, покинувшие места боевых действий между Арменией и Азербайджаном в недавнем конфликте. После крымских татар армяне Крыма сегодня наименее русифицированные в вопросе владения родным языком. Однако, учитывая дружеские отношения Армении с РФ, в политическом плане многие из них исповедуют пророссийские взгляды. Исчезнувший армяно-кыпчакский язык, формировавшийся и развивавшийся на территории Крыма и Западной Украины и своеобразно связывавший эти два региона, не существует уже более трехсот лет, однако вызывает большой интерес у исследователей.

Крымские немцы

Крымские немцы иногда выводят свое происхождение от древних готов, населявших Крым с раннего Средневековья. На самом деле наследственности здесь нет, поскольку за более чем тысячелетия потомки готов растворились сначала в местном христианском населении (известном как «крымские греки»), а затем и в мусульманском населении гор и предгорий. Эта идея в качестве научной в последний раз рассматривалась во времена нацистской оккупации полуострова и носила откровенно спекулятивный характер.

Появление первых немецких колонистов в Крыму приходится на первые годы после аннексии Крыма Российской империей, конец XVIII в. В течение двадцати лет, с 1795 по 1816 гг., их количество выросло с одной сотни до 1500. Первые несколько поселений в степном Крыму быстро разветвились дочерними поселками и деревнями, а еще больше - хуторами. Многодетные семьи немцев с самых разных земель Германии, Швейцарии, Нидерландов образовывали новые кварталы в городах, новые поселки, возрождали заброшенные села ногайцев, учились рыть колодцы, ставили водяные, ветряные мельницы и тяговые мельницы. Среди них были лютеране, католики, евангелисты, кальвинисты, методисты, меннониты, адвентисты, зарождались новые движения - как, например, темплеры (движение за поселение немцев на Земле Обетованной). Этническое происхождение также было разным: были не только представители собственно немецких субэтносов, но и голландцы, немецкоязычные французы, швейцарцы, южные датчане.

К началу ХХ века крымские немцы составили более 30-тысячную общину, которая жила в каждом городе Крыма, а также в 575 селах и поселках. Ровно сто лет назад, с началом Первой мировой войны, в Российской империи начались антинемецкие акции, направленные на крымских немцев, и много богатых деятелей уехали от преследований в воюющую Германию. Однако на численность немцев это существенно не повлияло, и несмотря на гражданскую войну, революционный террор и массовое раскулачивание, их количество в Крыму в 1920-е годы превысило 40-тысячную, а в 1930-е - 50-тысячную отметку. Это была эпоха уникальных этнических процессов: например, в 40 крымских селах вместе жили крымские немцы и евреи, говорившие на идиш, близком немецкому языку. Начинался формироваться еврейско-немецкий субэтнос, чему активно способствовала политика советской власти.

Однако летом 1941 г. в связи с наступлением Третьего Рейха сталинским решением были депортированы 60 000 крымских немцев, чтобы не давать врагу этнически близкого основания. Впоследствии, в 1944 году около 2 тысяч немцев, которым удалось остаться в Крыму, были депортированы во второй раз. К своей депортации крымские немцы были наименее русифицированной общиной Крыма после крымских татар. Однако послевоенные поколения немцев посчитали лучшим, как правило, репатриироваться в ФРГ, чем вновь поселиться в Крыму. По состоянию на 1989-2001 гг. в Крыму проживало 2,5 тыс. немцев разного происхождения. После года российского владения полуостровом осталось 1,6 тыс. (1,8 тыс. вместе с Севастополем). Теперь это полностью русифицированная община, молодое поколение частично изучает немецкий как родной.

Крымские болгары

Древние болгары - тюркское племя, создавшее несколько мощных, но недолгих каганатов - заселяли Крым еще в раннем Средневековье. Часть племен впоследствии перешла в современную Болгарию и там славянизировалась, часть осталась в причерноморских степях и попала под власть Хазарского каганата. Вполне вероятно, что именно эти древние болгары - одни из непосредственных создателей множества тюркских топонимов, которые были настоящим украшением Крыма до принудительной сталинской ликвидации в 1940-е годы.

Однако крымские болгары новейшего времени не являются прямыми потомками тех древних болгар, а являются выходцами из Болгарии, которая на протяжении всего XIX-го столетия переживала драматическую историю борьбы за независимость от Османской империи. Первые несколько сотен болгар появились в Крыму еще на рубеже XVIII - XIX вв. и затем переезжали в Крым все новыми партиями беженцев и переселенцев, синхронно с каждым обострением ситуации на Балканах и активным вмешательством в те процессы России. Болгары селились в опустевших селах, которые покинули крымские татары. Если накануне Крымской войны их было 1500, то после нее - уже 3,2 тыс., на рубеже ХIХ - ХХ вв. 7,4 тыс.

Ярким примером болгарского поселка является Коктебель. Он носит древнее тюркское название, возможно даже древнеболгарское. С XIX в. его быстро заселили горные болгары, добавив в местные топонимы уже свои славянские: Горно Село, Долно Село, Хорота, Голямата Потуница, Железната Потуница. В довоенный период крымские болгары увеличили свое количество с 10,5 тысяч в 1926 г. до 15,3 тысяч в 1939-м. Из-за изолированности от исторической родины, инородного окружения и экономической самодостаточности, в течение полутора века крымские болгары начинали формироваться как субэтнос, с консервативными чертами языка и обычаев, которые быстро исчезали в современной Болгарии. Однако поголовная депортации 1944 года положила резкий конец этим процессам. Из Крыма были депортированы 12,4 тыс. болгар, большинство из которых никогда уже не вернется. Потомки депортированных преимущественно репатриировались в Болгарию, а в Крыму по состоянию на 2001 год проживало 1,9 тыс. болгар различного происхождения. На начало 2015 г. количество болгар упало до 1,5 тыс.

Несмотря на активный интерес к языку и культуре, крымские болгары практически полностью русифицированы.

Крымские украинцы

История украинского присутствия в Крыму берет начало со времен одновременного существования Крымского ханства и Запорожского Войска. Исследователи называют десятки и даже сотни тысяч пленных - ясырей, которых угоняли в Крым во время своих походов крымчане. Некоторые из цифр явно преувеличены, однако и украинский эпос содержит крепкие упоминания о плене, побеге из плена и отбывании ясыря как реалиях того времени. В XVIII в. в Крыму начали появляться политические беженцы из Украины - противники наступления Российской империи на вольности и земли запорожцев, сторонники Филиппа Орлика, рекруты разных проектов «альтернативных Сечей» турецкого правительства. Судьбу и численность этой прослойки проследить пока трудно. Вскоре после аннексии Крыма, в 1793 и 1795 годах здесь было насчитано 0,9 тыс. и 2,1 тыс. украинцев соответственно.

В силу географической близости к Украине, доля украинцев среди славянских колонистов Крыма уверенно росла, как и их количество. Это были как добровольные колонисты и даже активные колонизаторы, так и крепостные, которых массово завозили в Крым помещики. В 1816 г. в Крыму проживало 7,7 тыс. украинцев, в 1835 году - 8,6 тыс., в 1850 году - 24 000. Для сравнения, русских в том же Крыму в те же годы было: в 1816 г. - 10,3 тыс., в 1835 году - 12,3 тыс., в 1850 году - 22,7 тыс. (Меньше, чем украинцев).

Этот рост украинского населения не прошел мимо внимания имперского правительства и явно был воспринят негативно. Во время переписи 1859 года общее количество русских и украинцев составило более 50 тыс., но соотношение между ними резко изменилось: русских - 41,8 тыс., украинцев - только 13,2 тыс., почти вдвое меньше, чем 9 годами ранее. Возможно, частично это можно объяснить потерями украинцев во время Крымской войны, но все равно трудно обойтись без допущения о манипуляции, то есть массовой записи крымских украинцев к русским. Тем более, уже в 1863 году, одновременно с известным «Валуевским циркуляром», в Крыму впервые и в последний раз «малороссы и великороссы» переписаны вместе как один народ (56 700).

После этого рост доли украинцев замедлился и вовсе пошел на спад: на конец XIX в. - 64,5 тыс., в 1920 г.. - 53,5 тыс. В советское время количество украинцев снова росло. 77,5 тыс. в 1926 г., 91 тыс. в 1934 г., 128,1 тыс. в 1937 г. и 153,5 тыс. в 1939 г. Количественный скачок украинского элемента в тридцатые годы объясняется в том числе тем, что в Крым бежало много украинцев, которые спасались от Голодомора.

Вторая мировая война унесла жизни многих украинцев - к 1944 году их было в Крыму только 79 000. Однако десять лет спустя Крым был передан «в знак большой дружбы» из советской России в советскую Украину, и началась активная колонизация полуострова украинцами. Она сопровождалась строительством Северо-Крымского канала, который, в свою очередь, оживил крымские степи и позволил построить там новые поселки, в основном, на тех местах, где уже более ста-двухсот лет не было населенных пунктов. Бывшие ногайские полупустыни заселялись целыми колхозами со всех регионов Украины.

Объемы украинский колонизации советского времени можно увидеть в следующих цифрах. Черноморский район: 8 из 11 сельсоветов (72,7%) возрождено и заселено украинцами; Бахчисарайский район - 12 из 18 советов (66,7%); Красноперекопский район - 8 из 13 советов (61,5%); Кировский район - 8 из 13 советов (61,5%); Джанкойский район - 17 из 29 советов (58,6%); Красногвардейский район - 11 из 20 советов (55%); Советский район - 6 из 12 советов (50%). Симферопольский район - 11 из 22 советов (50%); Ленинский район - 13 из 27 советов (48,2%); Раздольненский район - 5 из 12 советов (41,7%); Сакский район - 9 из 24 советов (37,5%); Белогорский район - 6 из 19 советов (31,6%); Первомайский район - 4 из 17 советов (23,5%); Нижнегорский район - 4 из 19 советов (21,1%).

Количество украинцев выросло в разы: 267 тыс. в 1959 г., 481 тыс. в 1970 г., 547 тыс. в 1979 г., 626 тыс. в 1989 году. Однако доля украиноязычных среди них изначально была невысока: 53% в 1959 году, 52% - в 1989 году. Поэтому неудивительно, что даже в 2001 году, когда украинцы составляли четверть населения, украинским из них пользовалось менее половины. В годы после последней переписи население Крыма постепенно изучило украинский язык на удовлетворительном уровне, и молодые поколения крымчан-украинцев должны были продемонстрировать большее распространение родного языка. Однако правительство Украины все время откладывало новую перепись. А события 2014 г. перечеркнули дальнейшее развитие украинства в Крыму и прогнозируемо изменили практически все реалии, которые существовали до сих пор. Вместо 492 тыс. украинцев, обитавших в Крыму в 2001 году, российская перепись обнаружила лишь 292 тыс. «Пропавшие» двести тысяч украинцев частично бежали на материк, частично мимикрировали и теперь пишутся русскими.

Завершение

Вне этого исследования осталось еще немало этнических и субэтнических групп, которые существуют или недавно существовали в Крыму - например, крымские русские, крымские чехи, крымские эстонцы, крымские цыгане, крымские поляки, итальянцы. Это был лишь краткий обзор ключевых процессов этнического преобразования Крыма - за короткий промежуток исторического времени - из многоязычной, поликультурной среды в почти монолитное и гомогенное пространство, в котором сформировалась и способна существовать практически изолированно «советская нация».

Крым, контролируемый материковой Украины более 20 последних лет (с небольшим перерывом на 1994 - 1995 гг.), так и не стал возрожденным краем, в котором созданы равные возможности для многих исторических культур, которые существовали рядом или до культуры советской. В этом есть большая вина украинской власти, которая не уделяла полуострову и половины внимания, которого был достоин Крым. Украинское общество, в свою очередь, до сих пор очень плохо осведомлено об истории Крымского края, а еще более - о культуре народов, его населявших. Автор выражает надежду, что этот пробел удастся легко восстановить в наше время, когда слово «Крым» у каждого на слуху, и любая адекватная информация о его корнях, прошлом и настоящем будет воспринята аудиторией с достойным того интересом.

Али Татар-заде (публикуется в переводе с украинского и с незначительными сокращениями)

Оригинал публикации находится здесь.








Comments are closed.