Прения на льду



Борьба со льдом на дорогах населенных пунктов – прямая служебная обязанность работников коммунальных служб. Как они с ней справляются, – в очередной раз мы убедились этой зимой, которая, как и все предыдущие, наступила для муниципальных служб внезапно. Но что делать, когда чья-то халатность оборачивается падением с переломом или ДТП? Нам не удалось найти пример судебного решения, когда бы виновными в ДТП на скользкой крымской дороге были признаны коммунальщики или дорожные службы. Обычно вина возлагается на участников дорожного движения. Но это, надеемся, только пока.

В Апелляционном суде Крыма уже полгода рассматривается гражданское дело по иску Николая Лазарева к исполнительному комитету Симферопольского городского совета. Лазарев попал в ДТП на одном из обледенелых участков симферопольских дорог 8 марта прошлого года, и суд первой инстанции признал его виновным в ДТП. Сам же автолюбитель утверждает: его «Жигули» занесло на встречную полосу, где он столкнулся с другим автомобилем.

Скользящий удар

8 марта 2010 года Николай Лазарев на своей «копейке» возвращался домой, и оставалось около двух километров пути по гололеду. В Элеваторном переулке, на подъеме в сторону улицы Героев Сталинграда, водитель, по его словам, неожиданно увидел, как навстречу вылетел автомобиль. Лазарев «вильнул» влево, автомобиль потерял управление и по скользкой дороге вылетел на встречную. В результате – столкновение «Жигулей» и «Форда-Скорпио».

«Что-либо предпринять для избежания столкновения я не мог, так, как дорога была сплошь покрыта льдом, – вспоминает Николай Лазарев.- После ДТП я даже не мог сам выйти из машины, так как получил серьезные травмы. Меня вытащили через задние двери и отвезли в 6-ю городскую больницу, где я находился на лечении более шести недель».

То, что дорога была «катком», зафиксировано документально – в протоколе осмотра с места ДТП. Это также подтверждают свидетели – водитель и пассажир «Форда-Скорпио» Андрей Шабельник и Наталья Зобенко, а также понятые Владимир Пархоменко и Эльдар Нишанбаев. В своих показаниях они утверждают, что проезжая часть «противоскользящими материалами посыпана не была».

Пока Лазарев находился на лечении в больнице, 16 апреля 2010 года Железнодорожный районный суд Симферополя признал Николая Лазарева виновным в нарушении ПДД, приговорив к штрафу в размере 340 гривен.

«Лазарев в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны», – указано в решении суда. Однако сам Николай Лазарев утверждает, что о заседании узнал только после того, как получил по почте постановление суда, когда прошел строк обжалования. Между тем, сын Лазарева оплатил штраф на следующий день после вынесения решения суда. Как поясняет Лазарев-отец, – сын оплатил штраф по собственной инициативе, без его ведома.

Кто возместит ущерб?

12 октября 2010 года в Железнодорожном районном суде г. Симферополя снова рассматривалось дело при участии Лазарева. В этот раз он предъявил гражданский иск к исполкому Симферопольского горсовета о взыскании материального и морального ущерба, причиненного в результате ДТП. В иске была заявлена сума 50 тысяч гривен морального и 12 тысяч 679 гривен материального ущерба.

Чтобы узнать, какие службы несут ответственность за состояние участка дороги, на котором произошло ДТП, Н.Лазарев обращался с заявлением в исполком и непосредственно к городскому голове, на тот момент Геннадию Бабенко. В ответе первый заместитель мэра по вопросам деятельности исполнительных органов Петр Полтавский сообщил, что дороги действительно «являются коммунальной собственностью Симферопольского городского совета». Также он сообщил, что при совершении данного ДТП ни горсовет, ни коммунальные службы города не были привлечены к административной ответственности.

Суд в удовлетворении иска Лазарева отказал. И вот уже полгода апелляционная жалоба на это решение рассматривается в Апелляционном суде АРК.

На очередном заседании суда 12 апреля был объявлен недельный перерыв, так как не явился представитель ответчика – исполкома Симферопольского горсовета.

Несмотря на то, что гололед в Симферополе – не редкость, но прецедентных решений суда, когда был бы наказан тот, кто за состояние дорог отвечает, пока не было.

«Подобные ДТП были, но по ним не было принято решений в порядке гражданского судопроизводства», – утверждает представитель прокуратуры в этом судебном процессе Дина Штехбарт.

В свою очередь, юристы утверждают: данное дело выиграть достаточно проблематично. Статья 24 Закона Украины «О дорожном движении», говорит юрист Тейфук Гафаров, действительно прямо указывает на то, что собственники дорог, улиц и железнодорожных переездов, или уполномоченные ими органы несут ответственность за создание безопасных условий движения на дорогах, улицах и железнодорожных переездах, которые находятся в их ведении. «Но перспективы у данного истца не очень хорошие, тем не менее попытаться доказать его правоту можно, – считает Т. Гафаров. - Вся проблема в том, что в суде его признали виновным в ДТП и сын уплатил штраф, якобы признав тот факт, что его вина была в совершении ДТП. Ответчик сможет апеллировать к тому факту, что истец таким образом признал свою вину, и якобы с целью наживы пытается этот вопрос в суде отыграть. Надо было на начальном этапе поднимать вопросы: по какой причине произошла авария, почему не явился в суд и т.д. Возможно, в этом случае у него были бы шансы лучше».

В результате аварии Николай Лазарев получил инвалидность II группы. По его словам, сейчас он находится на стационарном лечении в травматологическом отделении 6-й горбольницы. «Я хочу, чтобы люди учились на моих ошибках и сразу обращались в соотвественные инстанции и не жалели эти власти. Они нас не жалеют », – говорит 60-ти летний Николай Тимофеевич, объясняя тем самым и свое обращение к журналистам.

В независимости от того, каким будет решения апелляционной инстанции по этому делу, Лазарев уже написал жалобу в Высшую квалификационную комиссию судей Украины, в которой он просит дать оценку действиям судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Афендикову С.Н..

Марьяна Прищепа, "Бюро судебной информации"








Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом