Стихийное бедствие
Это не о дождях, а об одной крымской болячке. Снова клоуны из соседского цирка учудили номер в Феодосии: называется «православные против бандеровцев». У провокаторов не бывает ни идеологии, ни веры.
Между неожиданно возникшими «националистами» конца 1980-х и «русскими» наших дней никакой принципиальной разницы нет. Конечно, речь не об украинских националистах и этнических русских. Люди с убеждениями всегда имеют чувство собственного достоинства и поэтому, в основном, сдержанно-воспитаны. Без разницы - в языке, вере или расе. Собственно, задача провокаторов - вывести их из этого уравновешенного состояния целостной самоидентификации, оскорбить, заставить почувствовать себя ущербными. И бросить в какие-либо наскоро выкопанные окопы. В идеале - настоящие, а если не получается - то в виртуальные.
Свежая крымская история с «засланными казачками», которых отлупили крымские же менты, - яркое тому свидетельство. Можно было бы ограничиться констатацией факта, тем более что есть красноречивое видео. Если люди в камуфляже, демонстрируя свою парамилитарность, собираются пободаться с милицией, к этому готовой, то результат предсказуем.
Вообще любовь к воинствующим походам по городам в дешевеньком камуфляже присуща тем, кто в жизни, вероятно, самое большее - курицу зарезал. И чем моложе особь, тем она более «пятниста». Те, что совсем впадают в детство, цепляют еще различные погоны не ниже полковничьих, кокарды и делают из рессор сабли. Они называются «русские казаки». В украинской версии этой забавы тоже встречается немало забавно-жестяного, но им хватает ума, чтобы не призывать, например, к походам на Трапезунд и Синоп.
Феодосийская провокация с демонстративной антитатарской установкой креста «русскими», однако, заслуживает более пристального внимания. Из нее можно сделать как положительные, так и негативные выводы.
Положительные - в том, что стилистически Феодосия - прямое продолжение львовских событий 9 мая. Уточню: если масштабные провокации делаются в рамках единого сценария, но не корректируются тактически в соответствии с новыми обстоятельствами, то их авторы - идиоты. Или расхитители выделенного на это бюджета. Или то и другое вместе. Мы и те, кому надо, видим мобилизационный ресурс провокации, направления информационных заготовок при ее освещении, можем вычислить «план Б». Кремль до сих пор убежден, что в Украине может быть неукраинская власть, более или менее этническая. А это - вопрос культуры и воспитания. Но отнюдь не геополитики.
Положительные - новая власть в Крыму показала, что не намерена терпеть чужих. Они сами креста кому хочешь поставят, если надо будет. Новая стратегия развития Крыма, как говорят, в основе своей имеет инновационный сценарий, и сюжеты из прошлого века там не предусмотрены. Учитывая, что сейчас бандиты, посаженные в 1990-х, выходят из тюрем, превращение украинской милиции в полицию может начаться именно с Крыма. Удобный случай.
Положительные - Крымская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата отказалась освящать крест. У Кирилла, очевидно, больше ума, чем у тех, кто считает, что им можно управлять из Кремля или Старой площади.
Отрицательные - Крым остается дестабилизационной картой, которую Россия продолжает разыгрывать. Неуклюже, но тут интеллект и не нужен. Татары, флот, пролив, Азов и так далее - «нужное подчеркнуть». Хотя разыгрывается она все больше в контексте будущих президентских выборов в РФ, то есть как крапленая, ненастоящая. Любой «собиратель земель» имеет большие шансы на рост поддержки избирателей, чем демократический «разбазариватель». Да и Украина - хороший переключатель внимания. Когда Министерство обороны России открыто говорит Путину, что не хочет покупать российские танки, потому что они устаревшие и втрое дороже нормальных натовских, - быстро «вмикай Україну». России очень нужен масштаб, поэтому десятки людей, задействованных в сценариях, их медиа легко превращают в сотни, олицетворяющие мысли и убеждения миллионов. Прибытие из Москвы обиженного на всех экс-президента Крыма Мешкова - еще одна будущая провокационная карта.
Отрицательные - любая политическая истерика в Крыму отпугнет российских туристов, а подготовка к Олимпиаде-2014 поставила Сочи на грань социальной и экологической катастрофы, поэтому особого желания ехать туда у россиян не возникает. Это примерно, если бы стадион «Олимпийский» решили строить на Трухановом острове. Визит лидера Китая в Крым - это сигнал о будущих инвестициях, а экономический и социальный подъем Крыма без участия России - это значительно тревожнее для Путина, чем любая украинизация.
Есть еще некий общий момент украинско-российского культурно-политического невежества относительно крымских татар. Подавляющее большинство ничего о них не знает, кроме поговорки о «незваном госте». Равно обречены на провал попытки их «обукраинить» или насадить в этой среде ваххабизм.
У татар есть собственная национальная идея, очень практичная и приземленная в прямом смысле слова. Это - возвращение домой, в Крым, после депортации 18 мая 1944 г., и восстановление своих исторических прав. Она не поддается коррекции, поскольку, как и украинская, освящена кровью тех, кто отдал за нее жизнь. Она одинаково будет давать отпор лозунгам-близнецам «Крым будет украинским или безлюдным» и «Крым - руский». Идеализировать татар не надо, потому что кроме культур-мультур, есть еще тенденция у них повсеместно ставить фанерные «шалманчики». Когда-то «орлы» Могилева зачистили их с таким же упорством, как и «казачье» крестовоздвижения в Феодосии.
Потомки тех, кто занял после войны здания и земли крымских татар, естественно, не хотят видеть в Крыму его бывших хозяев. Самозахват крымской земли российским флотом - явление того же свойства. И морячки РФ точно так же не хотят видеть в своих теперешних крымских владениях любую реальную власть, даже эрэфовскую, ибо Крым - это территория, отданная им «на поток и разграбление», и где-то в Калининграде за подобное они бы все давно сидели в застенках. А российские менты их бы просто истолкли на квасное яблоко.
Еще более года назад Мустафа Джемилев, выступая в Европарламенте, рассказывал о «крестовоздвиженском» сценарии российских провокаций - около 2 тыс. крестов, изготовленных в России, планировалось установить в местах татарских поселений и захоронений. Обновлять пафосно эту тему в общегосударственном информационном пространстве не стоит. Просто следует относиться к российскому фактору и Крыму как к стихийному бедствию. Бывают потопы, Минобразования, засухи, Витренко-против-нато, саранча, колорадские жуки, георгиевские ленточки и "казаки" - но оно проходит. Просто следует должным образом готовиться. Как говорят: не бывает плохой погоды - бывает неподходящая одежда.
Олег Покальчук,