Поиск хозяина
О тяжелой болезни крымского премьер-министра Василия Джарты говорили последние несколько месяцев - но, как это нередко бывает не только в политике, но и в обыкновенной жизни, никто не хотел задумываться о возможных последствиях его ухода из жизни.
Сам Джарты, борясь с неизлечимой болезнью, делал все возможное, чтобы продемонстрировать: все нити управления Крымом продолжают находиться в его руках. Не случайно покойный премьер жестко отреагировал на попытку возвращения в крымскую политику такой нелепой и в сущности бессмысленной фигуры, как бывший президент автономии Юрий Мешков - и добился даже экстрадиции отставного политика в Россию.
Теперь, после смерти Джарты, вопрос о том, как будет осуществляться управление автономией, становится ключевым. Это даже не электоральная проблема - по большому счету, крымчанам сегодня больше не за кого голосовать, кроме как за существующую власть и снижение рейтинга Партии Регионов просто может увеличить количество политически пассивного населения. Но это проблема, если угодно, элитного взаимодействия.
Джарты действительно удалось выстроить под себя крымскую политическую и предпринимательскую элиту, осуществить в автономной республики то, к чему Виктор Янукович стремится в масштабах всей Украины. Секрет его успеха был связан не столько с личными политическими кланами, сколько с моделью клановой солидарности. Джарты, будучи неформальным лидером макеевской группировки, окружил себя преданными земляками, которые стали как бы прослойкой между ним и местной политической и предпринимательской элитой. Самим этим землякам тоже не на кого было опереться, кроме как на своего лидера - без него они мгновенно оказывались чужаками без биографии и авторитета.
Теперь Виктор Янукович оказался перед непростым выбором. Он может сохранить у власти в Крыму макеевскую группировку - но есть ли у нее лидер, который может сравниться по эффективности и жесткости с Василием Джарты? Он может назначить в Крым кого-то из своих преданных соратников - но тот неизбежно приедет на полуостров со своими людьми и к тлеющему конфликту между «макеевскими» и «крымскими» добавится еще и конфликт между «макеевскими» и «новичками», которые не захотят упускать свой кусок крымского пирога. Теоретически Янукович может вновь доверить власть в Крыму кому-нибудь из представителей местной политической элиты - но что делать с макеевской командой? И потом, крымчане хорошо известны особым рвением к защите собственных интересов. Этот фактор является одной из самых больших опасностей для команды Януковича.
Эта ситуация в очередной раз иллюстрирует уязвимость клановых схем управления. Да, конечно, если бы Джарты был бы жив, все могло сложиться по-другому. Янукович мог бы даже и забрать соратника из Крыма - с тем, чтобы он оставался куратором полуострова и оставил вместо себя на хозяйстве кого-нибудь из земляков. Теперь ни одно решение не может обеспечить появление в автономии того «хозяина», каким был Джарты - его кончина превратила казавшийся нерушимым особняк в карточный домик.
Виталий Портников,