Крымские вызовы генерал-полковника Могилева
Многочисленные киевские, впрочем, как и крымские, комментарии по поводу назначения главного милиционера Украины на пост премьера автономии были весьма банальными. В наивно-провинциальном понимании автора для того, чтобы с экспертным апломбом или полемическим запалом рассуждать о мотивах президента по этому назначению, нужно либо иметь источники, очень близкие к главному кабинету, либо настолько «вжиться в образ» Виктора Федоровича, чтобы угадывать...
В случае с назначением в Крым г-на Могилева — уж поверьте информированности «летней столицы Украины» — утечек информации из главного кабинета «осенне-зимней столицы» не было. Версии о самых экзотических кандидатах появлялись либо вследствие шалостей политиков и политтехнологов, либо просто от депутатско-журналистской скуки. Поэтому адекватный вывод может быть только один — решение о крымском премьере Президент принимал сам. Без советчиков. И говорит это тоже только об одном — насколько важен лично для Януковича успех его «крымского проекта», если при наличии в Крыму команды, подобранной ушедшим из жизни близким соратником, он все же второй раз отправляет руководить полуостровом человека в ранге министра из своего ближайшего круга. В чем состоит «крымский проект» президента? Сегодня это внешне выглядит как что-то типа «показательных выступлений», попытки создания позитивного примера, территории успеха в региональной политике.
Отсюда главный вызов для генерал-полковника Могилева — «оправдать или не оправдать», соответствовать или не соответствовать. Кстати, тот же самый, что был и у его предшественника Джарты.
Вызов этот, конечно, не единственный, и разговор о вызовах в связи с появлением в Крыму нового премьера — дело более очевидное, чем домыслы о мотивах. Тем более что самый распространенный из них — что «донецкие» озабочены только переделом и захватом земли и собственности в Крыму, — с точки зрения экономиста совсем не факт, поскольку после кризиса 2008 года земля, недвижимость и туризм в Крыму — это на многие годы уже не столько бизнес, сколько головная боль...
Итак, несколько тезисов о вызовах, встающих перед крымским премьером.
«ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ»
«Крымская стратегия — 2020», упоминание которой стало в правительстве Джарты своеобразной мантрой, была разработана Национальным институтом стратегических исследований по поручению Януковича и принята год назад Совмином и Верховной Радой Крыма. Она отличается нелицеприятной оценкой конкурентоспособности Крыма в Черноморском регионе и жесткими негативными прогнозами — как при сохранении инерционного сценария, так и при авторитарной модернизации.
Впервые на государственном уровне было констатировано, что Крым — это не «орден на груди планеты», а территория, опасно отставшая в развитии от конкурентов в Черноморском регионе, и это отставание в современном мире легко может стать фатальным. Это признание того, что в общественном сознании десятилетиями формировалось приукрашенное, завышенное представление о якобы априори высоком потенциале Крыма.
Поэтому в ней впервые заявлено, что: а) развитие Крыма нужно рассматривать в многоугольной рамке геоэкономической конкурентоспособности Черноморского региона, а не в привычном треугольнике Крым — Киев — Москва; б) Крым должен иметь амбициозной целью стать из аутсайдера лидером этого региона; в) при этом миссия Крыма — еще и в том, чтобы представлять в этом регионе геополитические и геоэкономические интересы Украины.
Таким образом, г-ну Могилеву предстоит стать из милиционера не просто рядовым губернатором одной из областей Украины, а возглавить «регион стратегического прорыва».
«ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ВЫЗОВ»
Автор, разумеется, не случайно несколько раз упомянул звание теперешнего крымского премьера — генералы Крымом еще не руководили. И хотя начало его биографии — школьный учитель физики, но почти 30 лет работы в милиции и погоны с большими звездами — этот background (по-модному), или anamnesis vitae (как говорят врачи), не может не сказываться. Любая долгая профессиональная деятельность формирует привычки, стереотипы и рефлексы. Частично полезные для «мирной» политической и управленческой жизни, частично — не очень.
«ВЫЗОВ ДЖАРТЫ»
Конечно, Могилева будут — и вслух, и молча — сравнивать с предшественником, который все же показал, что даже в тотально коррумпированном и раздерганном островном сообществе, которое все 20 лет крымской автономии только подсчитывает несбывшиеся мечтания, можно работать на созидание, разрубая старые, крепко завязанные узлы.
Новый премьер пришел в правительство, в котором все 5 вице-премьеров — случай в крымской политике уникальный — довольно грамотные и креативные люди. А возглавлять команду, ключевые фигуры которой в своем секторе ответственности опытнее и компетентнее тебя — вызов, требующий не только мудрости, но и способности учиться, доверять, поддерживать и прикрывать — от постоянных интриг обиженных из числа пресловутой «старой крымской элиты»...
«КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ВЫЗОВ»
Автор убежден на 1000%, что очень много весьма влиятельного народу в Крыму спит и видит (а многие потирают руки в предчувствии) — как бы столкнуть Могилева с крымскими татарами, учитывая прошлую не очень красивую историю. Такую технологию — инстинктивно или осознанно — уже пытались применить полутора годами раньше. Этого не только не получилось, но вышло наоборот. Символическая поддержка крымским правительством строительства Соборной мечети и начало решения проблемы самозахватов обозначили новый этап взаимоотношений с крымскотатарским народом. А это — один из краеугольных камней в крымской политике и в инвестиционной привлекательности.
Крымская экзотика еще и в том, что на полуострове де-факто «двухпартийная система» — в 2010 году традиционная и привычная крымская многопартийность фактически перестала существовать. Основными, хотя и разными по мощи, силами, которые полностью определяют ситуацию на полуострове, являются Партия регионов (имеет 74,9% всех мандатов депутатов, в том числе 80% в Верховной Раде АР Крым, 79,6% мандатов городского и 68,9% районного уровня) и Меджлис крымскотатарского народа (имеет 7,5% всех мандатов депутатов, в том числе 5% в Верховной Раде АР Крым, 13,1% депутатов районного и 2,5% городского уровня).
На это может не очень обращать внимание руководитель силовой структуры, но с этим обязан считаться гражданский политик.
«ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ВЫЗОВ»
Для решения крымских стратегических задач, поставленных Президентом перед его назначенцами, необходимо невероятное количество инвестиционных ресурсов. У государства — при всей беспрецедентной для Украины государственной поддержке Крыма в 2010 — 2011 годах — таких ресурсов нет и не будет. Бюджетный миллиард гривен в год не идет в сравнение с многомиллиардными траншами в евро из фондов ЕС на инфраструктуру Болгарии и Румынии и такими же миллиардными газпромовскими инвестициями в Сочи. А чтобы привлечь инвестиции иностранные — нет другого выхода, кроме как продемонстрировать беспрецедентную открытость и отсутствие коррупции. В противном случае «крымский проект» Януковича г-ну Могилеву не выполнить — а для восточноукраинской или «донецкой» политической ментальности — это самый страшный провал...
«СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ»
Как известно, Могилеву, правда, еще в звании полковника и генерал-майора, пришлось немного поработать в Крыму в 2007 году. Это было не самое лучшее время для Крыма — апогей «золотой земельно-строительной лихорадки».
Крымский «политический класс» того времени уже почувствовал вкус больших сумм и пожинал плоды многократного увеличения коррупционных доходов. Тогда были созданы, апробированы, поставлены на поток легальные, полулегальные и теневые технологии и схемы приватизации и продажи земли, недвижимости, торговли «подписями». В тот же период состоялось «предательство крымской элиты» — массовое перерождение людей, не выдержавших испытания долларом и наплевавших на идеи «крымского регионализма» и стратегического развития автономии (после чего кавычки в слове элита становятся обязательными).
Не надо быть большим провидцем — у нового крымского премьера в ближайшие дни вдруг откуда ни возьмись появится множество сильно обиженных «старых крымских друзей», которые будут любыми способами стремиться напомнить о себе....
А в более широком контексте г-ну Могилеву придется, что называется «во весь рост», столкнуться с серьезнейшей задачей — формированием новой крымской элиты, способной стать движущей силой в выздоровлении хронически больной автономии.
Его предшественнику Джарты пришлось не только признать, что крымские однопартийцы загнали Крым в тупик, но и «ударить по своим», поскольку их жадность к наживе создала непреодолимые преграды в развитии приморских городов.
* * *
Вызовы, с которыми неизбежно столкнется новый премьер-министр Крымской автономии, можно перечислять и дальше... Удастся ли г-ну Могилеву с ними справиться — увидим уже вскоре. Зная традиционный украинский пессимизм и предвидя объяснимый скепсис читателей в отношении героя этой публикации, вызванный его весьма сложным милицейским имиджем, заметим следующее. История дает тысячи примеров, как одни и те же люди — в зависимости от жизненных обстоятельств — могут быть и героями, и трусами, гуманистами и варварами, воплощением прогресса или оплотом консерватизма. Когда-то покойный российский генерал Лебедь произнес один из своих незабываемых афоризмов: «Генерал-демократ — все равно, что еврей-оленевод»... Сегодняшние крымские обстоятельства требуют от генерал-полковника Могилева стать прогрессивным гражданским политиком-реформатором. Для Крыма лучше, чтобы у него это получилось. Поэтому не будем по-большевистски желать поражения своей стране...
Андрей Клименко, председатель совета Таврического института регионального развития (Ялта), главный редактор интернет-портала blackseanews.net, специально для