Известные украинские писатели сделают крымских татар героями своих комиксов



Известные украинские писатели и издатели Виталий и Дмитрий Капрановы выступили инициаторами создания книги комиксов об истории Украины. В этом иллюстрированном издании, среди всего прочего, будут отражены ключевые исторические события из истории Крыма.

От киммерийцев до независимости

Работа над книгой комиксов идет уже второй год. Всю историю Украины от киммерийцев до независимости планируется поместить на 80-ти страницах. Каждый разворот будет посвящен определенной эпохе. Кроме комиксов, книга будет содержать карты и портреты знаковых исторических фигур, пишет сайт 15 минут.

Комиксы

Создание Крымского ханства, депортация крымскотатарского народа, насильственное изменение топонимики полуострова - все эти события будут отражены в будущем издании.

По словам братьев Капрановых, они хотят создать короткую, понятную и концептуальную историю, которая будет понятной и детям, и взрослым.

"Мы отказались от экстравагантных теорий, от собственных концепций и открытий, потому что мы не историки, мы писатели", – рассказал 15 минутам Виталий Капранов.

Над созданием комиксов трудится группа художников, которых консультируют ведущие украинские историки. Выход книги ожидается уже в сентябре этого года.

Вечные союзники

По словам Виталия Капранова, история крымскотатарского народа впервые будет представлена в книге как неотъемлемая часть украинской истории. Таким образом инициаторы проекта намерены разрушить сформированный советскими историками образ крымских татар, как врагов украинцев.

"Наша цель – добиться того, чтобы этого идиотизма, когда люди приходят в школу и внезапно выясняют, что они враги, не было", – пояснил Виталий Капранов.

Напротив, авторы проекта убеждены в том, что крымские татары всегда были союзниками украинцев. "Как только этот союз распадался, сразу украинцы проигрывали как, например, под Берестечком", – добавил Виталий Капранов. Он также напомнил, что в свое время Крымскотатарская народная республика и Украинская народная республика сразу после своего провозглашения стали союзниками.

комиксы2

"Это природный союз соседей. Конечно, у нас бывали всякие проблемы. А что у нас с другими соседями все было хорошо? С поляками или москалями?" – сказал Виталий Капранов.

"Тамга - это перевернутый трезубец"

Братья Капрановы считают, что казаки и крымские татары – "люди одного корня": и те, и другие – это половцы. Крещеные стали украинцами, а принявших ислам стали называть крымскими татарами. Однако эту теорию Братья Капрановы в комиксах отражать не решились, поскольку "некоторым ура-патриотам" она может показаться слишком экстравагантной.

"Казаки и крымские татары – кровные братья. А между братьями без недоразумений не обходится ни у кого. Разве что у нас с братом все нормально. Но это, скорее, исключение, чем правило", – пошутил Виталий Капранов.

Писатель провел ассоциации между крымскотатарскими и украинскими национальными символами, после чего пришел к выводу, что и они доказывают родство соседей. "Что такое крымскотатарский национальный герб? Это перевернутый трезубец. А флаг? На них же одинаковые цвета!" - сказал писатель.

Комиксы, отображающие историю Крыма и крымских татар, практически готовы. В настоящее время инициаторы проекта ищут крымскотатарских историков, которые могли бы выступить в качестве рецензентов будущей книги. "Ведь кому как не крымским татарам лучше знать свою историю", – пояснил Виталий Капранов.

Комиксы — рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.

Виталий и Дмитрий Капрановы (Братья Капрановы) — украинские издатели, писатели, публицисты. В 1999 году они вместе с телеканалом «1+1» и шоколадным брендом «Корона» организовали первый конкурс украинской остросюжетной литературы «Золотой Бабай». В 2007 году основали премии «Золотой намордник» — за первое место в рейтинге государственного хамства (присуждается государственному учреждению по результатам интернет-голосования на сайте) и «Золотой ошейник» — за первое место в рейтинге иностранного хамства (присуждается иностранному посольству или консульству по результатам интернет-голосования. В 2011 братья Капрановы основали Всеукраинский конкурс двойников Тараса Шевченко.








64 комментария

  1. Асан:

    Правильно. Чем разъединять народы, надо их объединять. И в самом деле в прошлом много общего было

    • Анатолий Костюк:

      Асан, я так понимаю у тебя сын подрастает? Надеюсь достойный сын своего отца. У меня подрастает дочь , может познакомим их? Хотелось бы иметь такого же культурного и образованного зятя как ты. Надеюсь проблем не будет что мы украинцы, тем более ты и сам не отрицаешь нашего кровного братства. А моя кровь, поверьте,чисто казацкая. Это не развод , поверь,брат.

      • Асан:

        Анатолий, спасибо за предложение, я не готов знакомиться в реале. Извините если оскорбил своим недоверием, но это интернет… Да и я против межнациональных браков в принципе. Наш народ слишком мал, чтоб мы имели возможность для такой роскоши как межнациональные браки. Хотя судьба есть судьба, если он приведет украинку, я восприму это как волю Аллаха. Но сам знакомить не буду. Уверен для вашей дочери найдется достойная пара, как и для моего сына. В принципе я против и знакомства с целью женить детей, это устаревший обряд, сейчас полно возможностей найти себе пару самому, как это сделал в своей время я, отвергнув предложение родителей. По поводу кровного братства вы видимо меня с кем-то путали. Я писал, что у казаков есть тюркские корни и что казаки с крымцами часто были союзниками. Кровное братство это, имхо перебор. Удачи вам и здоровья вашим близким.

      • Н.М.:

        Вы забыли еще сделать реверанс Асану. Ах, как мило…. Аж до тошноты!

  2. Лек:

    Во бред, казаки и татары кровные братья!!! Ах, ну да, я и забыл, от хохлов(нормальные украинцы не в счет), можно ожидать все, что угодно!!! По их версии, Иисус Христос был был щирым,свидомитом и носил оселедец! Во истину человеческая тупость и бешеный национализм не знают предела. А про татар скажу. Это пожалуй единственно раз умная идея описать их как нормальных, трудолюбивых и мирных людей. Давно пора перестать думать по совковски и видеть в татарах врагов.

    • Асан:

      Братья- не братья, но союзники были часто:
      “Братья по оружию и духу. О дружбе казаков и татар

      Взаимоотношения украинцев и татар из глобального противостояния превращаются в ритуал противников-рыцарей — они «гостят» или «посещают» друг друга, а захватив в плен, ведут честный торг. И это, по словам Ивана Сирко, не должно быть «поводом для войны».
      Образ татар в текущем историческом сознании — как зеркальное отражение идеализированного образа казака. На самом деле невозможно представить более естественных союзников и собратьев, чем запорожцы и крымчаки. Они почти одновременно выходят на арену истории и так же одновременно сходят с нее, чтобы уже в стереотипных искажениях вынырнуть на страницах учебников.

      Казачество как восточное рыцарство

      Привычный для нас взгляд на казачество как главного защитника украинских земель от набегов плохо согласуется с самим фактом миллионных потерь населения от набегов. Правда, винить в этом казачество не приходится.
      Ни одна страна, которая пострадала от набегов, не смогла организовать достойную военную оборону. Ни Молдова, ни Московское государство, ни Речь Посполитая. Другое дело, что защита от набегов был записана в добродетели запорожцев в значительной мере постфактум. Гораздо более адекватным образом представляется высказывание польского автора XVI в. Бартоша Папроцкого о «пограничном спорте». И казаки, и татары охотятся за добычей, рискуя собственной жизнью, получают военную славу и военные трофеи.
      Зато документально подтвержденных случаев казацких походов с целью освобождения турецких рабов почти нет! Хотя документально засвидетельствованы, так сказать, попутные освобождение пленников и похищение других пленников — татарских.
      Об украинском казачестве как корпоративном войске, своеобразной «пиратской республике» воинов написано очень мало. Лишь недавно Наталья Яковенко отметила типичное в тогдашней Европе право сабли на грабеж мирного населения.

      Вопреки идеализированному мифу, во времена того же Хмельницкого казаки грабили мирную русскую народность наравне с польской и еврейской (как это было, например, в волынском городе Киселин в 1648-м году). В становой Европе казаки как профессионалы на поле войны во многом чувствовали себя ближе к других воинам (тем же самым татарам), чем к православным мещанам или крестьянам.
      Отмежевание воинства от простонародья, от мирного земледельческого труда — один из основных принципов казацкой идентификации. В литературном произведении XVIII ст. «Ответ запорожских казаков украинским слобожанам» это различие выражено максимально ярко:

      Що ж се?.. Яка там твар мемекає: ми, ми!
      Ах, трясця ж в його ма! Рівняються з людьми!..
      Не тільки ж бо з людьми, а навіть з козаками.
      Ах, плем’я гаспидське! Та ми ж вас батогами!…

      Благодаря усилиям православной иерархии казачество становится олицетворением защиты православия. Эта идея, в свою очередь, стимулирует стремительное развитие мифа о казачестве как европейском рыцарстве.

      Самая большая проблема таких схем — разнообразие контактов, связей, взаимовлияний казачества с Востоком. И речь не только о лексических заимствованиях (бунчук, площадь, колчан и т.п.), «оселедци» или шаровары. Казаки принимают боевую тактику янычар — пушечный и ружейный обстрел противника из-за телег.
      Стоит отдельно отметить, что на протяжении XV-XVII вв. османская армия была современнейшей в Европе, именно янычары были первым в истории регулярным войском, обеспеченным огнестрельным оружием. Неудивительно, что древнерусское название ружья — янычарка.
      В Средневековье Крым был украинским и не безлюдным

      Тогда как казаки и татары упражнялись в «пограничном спорте», мирные жители искали способы выжить в охваченном постоянной опасностью регионе. Даже в восточной неволе жизнь не заканчивалась.

      Академик Агафангел Крымский писал, что потери украинского населения вследствие работорговли породили родственные отношения между украинцами и татарами. Об антропологической славянскости большинства османских придворных и военачальников писали практически все путешественники.

      В 1675 году запорожцы отправились походом на Крым под руководством Ивана Сирко. Сирко — архетипический казак, собирательный образ искателя рыцарской славы. По преданию, он родился с зубами и сразу после родов схватил со стола пирог и начал грызть. Всю жизнь Сирко грыз врагов, а тогдашняя французская газета писала, что он «даже во сне режет мусульман».

      На самом деле логика поведения Сирка была ситуативной. Незадолго до похода 1675 года в татарских степях произошел недород, и Сирко позволил татарам выпасать скот на запорожских землях. И это тогда, когда Гетманщина вместе с Россией воевала с Османской империей и Крымом за Чигирин, еще недавно — столицу!

      На упреки гетмана Самойловича Сирко ответил: «Когда и черт, пан гетман, помогал людям в крайней их нужде, то пренебрегать то не годится… Так когда мы с татарами живем по-соседски и помогаем друг другу, то это для разумного и неудивительно».

      Сирко уважал соседей-воинов, но не имел пощады к мирным жителям, даже соотечественникам. В 1675 году во время похода на Крым вывел оттуда 7 тыс. невольников. На вопрос кошевого, не желает ли кто-то из них, случайно, вернуться в Крым, около 3 тыс. человек ответили утвердительно.
      Они аргументировали это тем, что в Крыму уже имеют семьи и дома, а в Украине у них не осталось ничего. Тогда, по преданию казацкого летописца Самуила Величко, Серко приказал этих людей отпустить и тут же всех их перебить. Козак, который превыше всего ценит свободу, не смог понять поселенцев.

      Предавали ли татары Хмельницкого?

      Самый яркий пример военного сотрудничества казаков и татар — первые годы восстания под предводительством Богдана Хмельницкого, которое впоследствии переросло в грандиозную войну.

      Аксиомой массового сознания стали обвинения крымчаков в «измене» Хмельницкому и недооценка их военной помощи. Правда, остается непонятным, почему такая якобы несущественная для гетмана помощь оборачивалась для украинского войска поражениями, как только татары «предавали», и почему Хмельницкий не начинал ни одной битвы без прихода татарского войска?
      Изыскания военного историка Ивана Стороженко доказали, что заключив союз с Крымом (ценой которого, кстати, было право татар собирать ясырь на украинских землях), Хмельницкий обеспечил сочетание казацкой пехоты с татарской конницей. Это ликвидировало оперативное преимущество польской армии, которая позволяла полякам побеждать казаков-пехотинцев во всех предыдущих восстаниях.

      Значение татарской конницы понимали все. В анонимном дневнике поляка — участника Пилявецкой битвы — записано: «Все наш спасение заключалось в том, чтобы быстро воевать против врага [казаков], не дожидаясь соединения с ним татар».

      Что же произошло в 1651 году под Берестечком? «Предал» ли хан Хмельницкого? Случилось так, что проведение битвы совпало с мусульманским праздником Курбан-байрам, во время которого вести боевые действия запрещено. Хан предупредил об этом гетмана и просил отложить битву, однако, по просьбе Богдана, все-таки вывел свои войска.

      Но в самом начале боя был убит хан Амурат, который упал головой в сторону, противоположную расположению войска врага. После этого события, которое татары восприняли как знак Аллаха о немилости за нарушение его предписаний и недопустимости дальнейшей битвы, крымчаки бросились бежать
      .
      Казацко-татарская федерация

      Чем руководствовался крымский хан, вступая в войну с Речью Посполитой на стороне казаков? Вероятно, он стремился сохранить непрочное равновесие сил между Речью Посполитой, Россией и Османской империей.
      Знаем, что союз Хмельницкого с Москвой привел к ощутимому усилению российских позиций в регионе. Следствием этого стала поэтапная ликвидация Гетманщины (1764 год), Запорожской Сечи (1775 год), Крымского ханства (1783 год) и Речи Посполитой (разделы 1772, 1793 и 1795 годов).
      Символично, что в противостоянии российскому наступлению крымские татары поддерживали Ивана Выговского в 1659-м в победной битве под Конотопом, а в Конституции Пилипа Орлика 1710 года говорится, что «законы близкого соседства неразрывно вяжут и тесно объединяют долю казацкого народа с Крымским государством».
      Выступая в 1991 году на первом конгрессе Международной ассоциации украинистов в Киеве, ученый-тюрколог, профессор Гарвардского университета Омелян Прицак призывал изучать все процессы этнически неукраинских государственных структур наряду с этнически украинскими государствами и увидеть в татарах «не диких пришельцев, грабителей, а наравне с запорожцами — наших предков».

      ЦИТАТА

      Два берега одной степи

      «В отличие от обезличенного турка („пса“, „скверного варвара“, „люнатика“ (намек на исламский полумесяц), восприятие татарина в эпоху казачества выглядит гораздо эластичнее…

      …Описывая начало Хмельницкого, даже православный ортодокс Григорий Грабянка вынужден признать, что боевой побратим Хмельницкого, Перекопский мурза Тугай-Бей, был „воин славный и несказанно отважный“. Самойло Величко пойдет еще дальше, написав: „рабское лядское иго было отрезано и уничтожено казачьей и крымской саблями“.

      …Взаимоотношения казаков и татар под пером Величка из глобального противостояния превращаются в ритуал противников-рыцарей — они „гостят“ или „посещают“ друг друга (т.е. оказывают взаимные видплатни наезды), а захватив плен, ведут честный торг, определяя размер и срок выкупа.

      Характерно, что казацкий летописец несколько раз проигрывает одинаковый эпизод: казаки объявляют пленным татарам, что если в течение указанного срока те не доставят выкупа, их отошлют в „безвыходную“ московскую неволю; татары, услышав это, „содрогаются от страха“ и быстро находят деньги, после чего пленников „добро отпускают“.

      …Итоговая фраза из письма, которое якобы написал кошевой атаман Иван Сирко к татарскому хану: „А что ваши и наши чамбулы из желающих молодцов, гуляя по раздольным и диким степям, сходиться будут и сражаться, того нам и вам ставить достаточной причиной к начинанию войны не надо“.

      Эта фраза — удивительно точное отражение казацко-татарских взаимоотношений на протяжении несколькосотлетнего общежития над берегами одной и той же степи».

      Наталья Яковенко, «Очерк истории средневековой и раннемодерной Украины». Источник: УТ

      Сергей Брусный, «Iсторична правда»

      • Максим:

        Ну так нечего и языком болтать всякую дурь! Братья!!! По крови!!! Мозги у автора на месте? Казаки запорожские, донские, сибирские,-христиане православные, а значит братья! А чтобы мусульманин был союзником тем более братом православному? Полнейший бред! Хотя лично я, не имею ничего против татар. Приятные в общении люди, даже порой приятнее славян.

        • Асан:

          Ну дык вы это Виталию Капранову адресуйте, чего вы это мне пишите?
          А союзниками были, запорожские казаки в петровские времена в Крымском ханстве отсиживались, когда Петр Сечь разорял. А донские казаки -некрасовцы вообще ходили в походы вместе крымцами. Вы-бы историю поучили. В те времена люди были более религиозны, но и то знали, что мусульмане христиан и иудеев считали людьми Книги, все уважали Ветхий завет, Иисус-Христос у мусульман пророк Иса, а Моисей пророк Муса, а дева Мария- это Марьям. Казаки это прекрасно знали, а то, что знаете вы, типа казаки татары были непримиримыми врагами, это одна сторона медали, это политика имперской России навязывавшей своих гражданам одностороннее видение истории. Так проще управлять было и натравливать людей на соседей. Все было гораздо сложнее, когда было выгодно и московские цари к татарам за помощью обращались. Ситуация изменилась с приходом немцев в Россию( времена Анны Ионановны), вся история Руси была однобоко переврана.

          • Максим:

            Так я собственно и обращался к Капрановым, а не к вам Асан.

            • Асан:

              Нет, вы обратились ко мне, раз ответили на мой пост. Если вы хотели прокомментировать саму статью, а не мой комментарий, надо было писать в окошке под самой статьей.

          • Н.М.:

            Если вы хорошо ориентируетесь в исторических событиях, то расскажите и о другой стороне “дружбы” крымских татар с украинцами. Например, о невольничьем рынке в Кафе, куда татары свозили украинцев и украинок, захваченных в ходе разбойничьих набегов на города и деревни Украины. Расскажите и о том, как в годы войны лидеры крымских татар вышли к фашистскому наместнику с предложением вырезать все славянское население, в т.ч. и “братских украинцев”.

            • Асан:

              О… Вам-бы все как обычно- подосрать, да обосрать? Нет оставить комменты на позитивной ноте, надо ложку говна добавить? Как привычно…
              Вообще устал уже просвещать таких как вы, но приходится.
              Во первых в те времена военные набеги на соседей были обычным делом, еще до ордынских времен на Руси к примеру существовали ушкуйники, которые с севера на ладьях плавали на юг по Волге и грабили прибрежные селения, в том числе и булгарские и захватывали, и продавали невольников. Это я к тому, что похищения и торговля людьми в средневековье не татарское изобретение. До татар в восточной Европе крупнейшими работорговцами были русы, во всяком случае об этом пишут арабские путешественники того времени. Разумеется и татарам грех было не воспользоваться подобной ситуацией, поэтому были и набеги, были и рынки в Кафе и Старом Крыму. Были рынки и на Кавказе, например в Геленджике, только там невольников торговцам продавали не татары, а адыги.
              И кстати сами работорговцы были в основном из генуэзцев, армян и евреев. Им не хотите претензии предъявить? Ведь именно они составляли основной спрос на невольников, а татары лишь удовлетворяли его. Знаете главный закон рынка? Будет спрос, будет и предложение.
              Кстати, казаки в этом плане тоже не отличались особой щепетильностью, они так-же ходили в набеги, порой не гнушались и захватывать невольников, в отличии от татар которые берегли свой “товар” казаки могли и сурово обойтись с населением на которое нападали.
              Вот примеры:

              “Отдельные же походы казаков за «зипуном» (за добычей) имели строго определенные цели – отбить у неприятеля (турок, татар, ногаев и др.) надолго желание приближаться к казачьим территориям, опять же материально себя вознаградить за ратный труд, … и привести женщин. Где разбой, там и торговля, и значительную часть торгового оборота составлял ясырь – живой товар – рабы. Казаки, сами – вольные люди, – работорговцы. Это относится и к донским, и к гребенским, и к яицким, и к малороссийским (украинским, запорожским) казакам. Однако, казачья торговля живым товаром, носила ряд особенностей, отличавшей ее, скажем, от работорговли турецкой и татарской.
              Приведенные с собой пленники мужского пола или продавались в Россию, или, частично, оставались в качестве работников, со временем ассимилируясь с жителями станиц, а вот отсутствие женского населения сказывалось, поэтому женщины в большинстве своем волей-неволей, но становились казачками для продолжения рода. Недаром во все времена казаки считали, что от казаков берутся, вспомним спор у Шолохова в «Тихом Доне». Знаменитый атаман Иван Краснощеков, и во времена Петра Великого, прославился своими набегами на кубанских татар. Известно, что из одного своего похода Краснощеков привел сразу десять тысяч женщин.
              Что касается работорговли, здесь необходимы некоторые пояснения. Считается, что казаки, никогда не торговали христианами. Взятый в полон христианин, тут же, получал свободу. Ясырь (пленников) составляли только мусульмане. Казаки никогда не продавали ясырей иностранцам, но только внутрь России. Причем, как ни странно, много рабов покупали крепостные русские крестьяне (Алмазов 2008, с. 150).
              Вопрос продажи казаками в рабство христиан, не важно православного, лютеранского или католического вероисповеданий, очень часто упоминается многими историками, как главный аргумент дикости и абсолютного презрения к нормам общечеловеческой морали, и даже подчеркивается, что так не поступали с единоверцами мусульманские завоеватели.”

              Вот еще пример:

              “Именно, в первые годы Северной войны отмечается значительный всплеск работорговли, как в самой России, так и за ее пределами – на рынках Кафы, Бахчисарая и Стамбула. Многие историки это связывают, прежде всего, с захватом в плен и насильственным уводом с собой большого количества мирных жителей прибалтийских провинций Швеции с последующей продажей в рабство. При этом основную вину возлагают на казачество.
              Среди донского, гребенского и яицкого казачества отношение к христианским противникам было однозначным и определялось, прежде всего, библейским принципом талиона – равномерного возмездия, т.е. возмездие должно было быть равным причиненному ущербу. Кроме того, мы уже рассматривали в главе 1-3. нежелание казаков участвовать в войнах против христианских государств. Их жизненной задачей была борьба с мусульманским Востоком. Христианина можно было убить в бою или казнить по приговору круга за преступления против Веры и Войска, но продавать в рабство было невозможно, ибо это уже являлось преступлением в соответствии с обычным казачьим правом. На Украине, прошедшей через кровавую череду польско-казацких войн XVII столетия этот правовой принцип потерял свою значимость. Помимо этого, появление зажиточной казачьей старшины, ставшей шляхтичами не без помощи иезуитов, способствовало приобретению ими рабов, для обработки значительных земельных угодий.
              Самое большое количество рабов было приведено во время первого рейда Шереметева весной-летом 1701 г. – около 4000 чел. Сам фельдмаршал признавался, что «Чухну у Черкасс отбирать не велел, дабы охочее были» (Устрялов, с. 122). Об этом же свидетельствует «История Харьковского слободского казачьего полка» – «и сами татары не могли бы лучше очищать страну от жителей и имущества» (Альбовский 1895, с. 101). Конкретный виновник увода в плен мирных жителей указан – украинские казаки, в основном, слободских полков. Профессор В.Е. Возгрин ссылается на письмо иерусалимского патриарха Досифея, который жалуется Петру I о недопустимости продажи пленных христиан на рынках Стамбула (Возгрин 1986 с. 102-103). Однако, патриарх ничего не говорит о казаках, а упоминает «неких купцов», и его упрек прозвучал уже значительно позже, нежели тот самый первый набег Шереметева. (Письмо Досифея Петру I от 15 ноября 1706 г. – Каптерев 1891, с. 59).”

              А вот еще пример:
              “И еще один интересный случай, на котором хотелось бы остановиться. Весной 1705 г. на смену запорожцам и городовым астраханским казакам едут казаки с Дона, Яика и Терека. Количество их неизвестно, но свидетельства их прохождения в мае 1705 г. по жалобам крестьян архимандриту Иверского монастыря Аарону таковы: «Ехали с Олонецка, с Лодейного поля, донские и яицкие и гребенские казаки в Санкт-Петербург, и у нас, сирот, хлеб в житницах, и овес семенной лошадям брали, и животы и статки грабили, и животину, коров и овец, и свиней многих на полях в стаде побили, а по полям рожь прикормили без остатку, и подвод под них ставили, и тем подводам и доныне от них отпуску нет». (Архив СПбИИ РАН Ф. 181. Оп.1 Д. 6146. Л.7). Объясняется это просто, как и в самом начале войны, продовольствие казакам от казны отпускалось крайне нерегулярно, или вовсе не доходило до них, и чтобы не умереть с голоду, его брали у русских крестьян без малейшего угрызения совести. Подобное поведение вольных казаков в этом случае было абсолютно нормальным в их понимании, ибо они находились на той стадии исторического развития, когда привычный тон их жизни задавали скотоводы-кочевники, татары, калмыки, с которыми они вели непрерывные войны, когда угон стад или пленение людей, считалось военной доблестью. Исходя из умозаключения, что они, казаки, защищают местное население, Россию, с которой они себя абсолютно в тот момент не олицетворяли, от неприятеля, – казаки находили возможным питаться тем, чем располагали русские крестьяне. И это психологическое убеждение среди казачества существовало практически до XX века во всех войсковых группах. (Мануйлов 2007, с. 196-197.)”

              И еще:

              “В какой мере виновны настоящие этнические казаки в работорговле? Наибольшее количество казаков (до 4000 чел.), участвовавших в захвате мирных жителей в полон, приходится на весну-лето 1701 г., когда они привели около 4000 полона, а Шереметев «Чухну у Черкасс отбирать не велел» (Устрялов. С. 112.). Из этих 4000 большую часть составляли слободские казаки. Донских было около 500, и несли они в основном разведывательную службу.
              Перегонять куда-либо на такие большие расстояния рабов казаки не умели, ибо не были профессиональными работорговцами. Скорее всего, захваченный полон был перепродан тут же на местных невольничьих рынках Северо-Запада России, как уже упоминалось.”

              http://www.proza.ru/2010/03/28/1210

              Поэтому глупо обвинять крымских татар в явлении, которое существовало повсеместно, добыча живого трофея была и остается рядовым явлением для средневековых народов восточной Европы. Вы-бы вспомнили лучше крепостное право, то-же рабство, только вид сбоку, когда крестьян продавали и покупали (единственное отличие с землей) до 1861 года. А это в “цивилизованной” России.
              Так-что идите-ка неуважаемый…. и подумайте над моими словами, ибо глупо и бессмысленно огульно обвинять целый народ в явлении, которое практиковали многие народы

              • Н.М:

                Что, не нравится когда не поддакивают вам?. Во всех высказываниях Ваших оппонентов вы видите только “подосрать”, да “обосрать”…. И это уже говорит об определенном уровне – уровне человека, пытающегося натянуть на себя личину “интеллектуала” и, по-сути, ничего из себя не представляющего. Не пыжтесь, “просвятитель” вы наш…. Кто такие крымские татары я прекрасно знаю и без Вас. (УДАЛЕНО МОДЕРАТОРОМ) и свое мнение о них имею.

                • Асан:

                  Я не о поддакивании, мне о поддакивать не нужно. Просто вы абсолютно ангажированный и необъективный человек, пытающийся найти поводы для меж.нац. розни даже там где их нет. Идите купайтесь в своей ненависти к крымским татарам, не буду вам мешать))) Я лучше пойду на самозахват, там ракушку подвезли, второй этаж выгонять буду))
                  Пока вы брызгаете слюной, и мы коренной народ Крыма все больше обустраиваемся в Крыму и знаете, придет время когда таких как вы ваши-же соотечественники в шею выгонят из Крыма, как Храмова, чтоб не мутили воду в нашем мирном Крыму. а мы поаплодируем)))
                  Кстати на ответные статьи как обычно нечего квакнуть? Ну как всегда))) Не кашляйте там)))

                  • Н.М.:

                    Как с вас быстро сошла респектабельность. Ну что-же, и я вам отвечу в том-же тоне. (УДАЛЕНО МОДЕРАТОРОМ) Стройте себе жилье, работайте, растите детей и не пытайтесь качать права. (УДАЛЕНО МОДЕРАТОРОМ)

                    • Асан:

                      О чем вы? Какая респектабельность? Это не мой стиль) Да, я вежлив с нормальными людьми, но таких как вы и на три буквы послать не зазорно. Никогда этого и не скрывал.

                    • Н.М.:

                      Я оказался прав – Вы просто хам. Кроме “трех букв” в общении с оппонентами вы не видите. С чем вас и поздравляю!

                    • Асан:

                      В общении с такими как вы, я не просто хам, могу еще и бубен зарядить)))

                    • Н.М.:

                      Про бубен не знаю, но, думаю, что сильно надорвётесь. ООООгромную грыжу наживете. И левого глаза лишитесь. Зато, будете гордиться тем, что вы как и Кутузов кривой на один глаз.

                    • Асан:

                      Знаете, перекидываться дерьмом с вами нет никакого желания. Посему с удовольствием ставлю вас в игнор. Напишете что-нибудь дельное, тогда подискутируем, но читать и отвечать на ваши тупые шуточки- увольте))

                • Алек:

                  сука, свинья русская-известное ваше прозвище в мире. Воняй дальше

      • Н.М.:

        Чушь несете, господин Асан. Причем, пытаетесь “под себя” подогнать исторические реалии. Попахивает это шулерством…. Казацкое войско в Украине и существовало для того, чтобы уберечь украинские города и деревни от набегов “крымцев”. Какое уж здесь “братство” и “сотрудничество”. Так что, не следует один эпизод совместных боевых действий (Грюнвальд) возводить в систему.

        • Асан:

          Что касается братства, повторюсь это пишут сами украинцы, чего вы мне претензии предъявляете? Военные союзы были, и Грбнвальд вы сюда приплели не к месту. Тогда еще казаки как народ не сформировались, но уже тогда татары вместе с восточными славянами отражали удары западноевропейских рыцарей. Я-же писал о более поздних временах, когда казачество уже набрало силу, и казаки и в самом деле часто были союзниками крымских татар, так-что уймите свою злобу и перечитайте текст.

          • Н.М.:

            Вы не знаете “при чем здесь Грюнвальд”? Нууууу, батенька, стыдно не знать того факта, что крымские татары участвовали в Грюнвальдской битве в качестве легкой кавалерии на стороне польско-литовского войска.

          • Н.М.:

            Опять шулерство. Жульничаете? К вашему сведению, когда казацкие общины сформировались, то они встали на защиту городов и сел русских (пардон, украинских) от набегов татар. Охрана городов запорожским казакам оплачивалась из казны этих городов. А когда Запорожская сечь была ликвидирована, вместо неё начали создаваться реестровые казацкие войска. Они-то и продолжили охрану населения от набегов степняков. Позвольте дать вам совет? Для того, что бы правильно оценивать те или иные исторические события, не читайте “изыскания” авторов “исторического наследия укров”.

            • Асан:

              Когда казацкие общины формировались, они еще состояли из татар. первые казаки были татары вообще-то.

              КАЗАК ( тюрк .).
              «Свободный», «бездомный», «скиталец», «изгнанник»; отколовшийся от своего народа, племени, покровителя, искатель приключений.[1] Древ. рус. козакъ «работник, батрак» (впервые в 1395). Жители вольных поселений из половцев, черкесов, касогов, несущих воен. службу у киевских князей в XI в. на границе с кочевниками. Фасмер, отрицает родство слов казак и древ. касог[2]. Первое письменное упоминание в анонимном тюрк .-араб. словаре 1245 (Египет периода Мамлюков). Как воен. термин – легкая пограничная конница в З. Орде. В половецком словаре 1303 – «сторож, воин».[3] Были освобождены от податей; сохраняли самостоятельное управления. Обрус. тюрки и отуреч. русские. Православные. Возглавлялись ата-теменами «отцами-тысячниками», позднее атаманами. На Украину прибывали с Кавказа и назывались черкесами (в основ. чеченцы), а с конца XV в. киевской земле как казахи. В источ. конца XVI в. среди казаков также «дети боярские», беспоместные дворяне. С сер. XVI в. воен.-терр. сословие части украинского общества[4], а также этнограф. группа тюркиз. русских. В 1552 указаны в ревизии (переписи нас.) как особая группа.[5] Характерные приметы в одежде: бешмент, чекмень, трухменка (барашковая шапка), колпак; в прическе, висячие усы и бороды как у монг. и тюрк. ханов; в вооружении (пики, кривые азиатские сабли, позднее шашки, кистени, кинжалы, чеканы, аркан, лук, стрелы); воен. традициях: тактика ведения боя (набеги, притворное отступление, атака лавой), джигитовка; тюрк. воен. лексика (курень, есаул, кошевой, хоругвь, бунчук и пр.).[6] В Центр. Аз. термин казак трансформировался в этноним после восстания кочевников против Абулхайра и их ухода в 1459 в Семиречье, где они получили имя узбеки-казаки, а позднее казахи. Библ.: Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974; Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М., 1985; его же. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979; Гордеев А.А. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1992; Кляшторный С., Султанов Т.И. Казахстан – летопись трёх тысячелетий. Алма-Ата, 1992; Зияев Х. Узбеки в Сибири. Ташкент, 1968; Ланда, 1995, с. 78.84.
              [1] Радлов, 2, 364.
              [2] Фасмер, 1, 158.
              [3] Грушевский М. С. Очерк истории украинского народа. Киев, «Лыбидь», 1991, с. 14.
              [4] Грушевский М. С. Очерк истории украинского народа. « изд. Киев, Лыбидь, 1991, с. 14.
              [5] Грушевский М. С. Очерк истории украинского народа. « изд. Киев, Лыбидь, 1991, с. 14.
              [6] Юрий Зуев, Александр Кадырбаев. Поход Ермака в Сибирь: тюркские мотивы в русской теме. – ВЕ, 2000, № 3, (10), с. 49,50

              • Асан:

                Казак Мамай: истоки образа и украинские параллели

                Эпоха казачества вошла в украинский фольклор как «золотой век», героическое время, когда народ жил полноценной жизнью, упоённый грандиозностью собственных исторических свершений. Но, наверное, нигде так полно не отразилась тоска об утраченном былом величии, как в народной картине «Казак Мамай». Здесь в предельно лаконичном символизме переплелись и народные представления о запорожском казачестве, и о том историческом контексте, на фоне которого развёртывалась его деятельность.

                Вот он, казак-характерник, который, разостлав волшебный ковер посреди реки, почивает за трапезой, зачаровывая игрой своей кобзы окружающую его природу. Затем он может – так, между прочим, – изловить троих турок своими шароварами, повязав их очкуром, или же, верный своей рыцарской судьбе, так же непринуждённо сломать хребет десяти ляхам. Это – настоящий, живой народный миф, наивно-реалистичное ощущение исторической действительности. А миф, как писал известный философ А.Ф.Лосев, «совсем далек от субъективного произвола и предвзятости, безответственной фантазии». Дух эпохи отражается в нём не как конкретные события, эпизоды, а как нечто типичное, характерное. Для запорожского казачества была типичной и характерной борьба против турецко-татарской агрессии, также как и противостояние с поляками времен Хмельниччины и Гайдамаччины.

                Откуда же истоки óбраза Казака Мамая, который, совсем не по-украински скрестив ноги на лоне ещё не совсем украинской, степной природы, стал настоящим типажом украинской культуры? Его прообраз происходил с Востока, точнее от культуры степных соседей запорожцев, кочевых ногайцев. Мы не подозреваем, сколько заимствований произошло оттуда. И та же кобза (у тюрко-кипчакских народов – кобыз), и то же слово ‘казак’ (у тюркоязычных кочевников казаками чаще всего называли тех, кто в силу разных причин выпадал из своей орды, рода, аула, уже не занимался кочевым скотоводством, а исключительно военным промыслом); планировка Запорожской Сечи (курени, радиально расположенные к майдану, где находилась церковь и войсковой скарб) уж очень напоминала кочевой ногайский аул, остановившийся на стойбище. Да и сам обычай запорожцев становиться в круг для совещания (коло) происходил от обыкновения кочевнической аристократии так же располагаться во время курултая, ибо круговое расположение подчёркивало равенство собравшихся. Да ещё не так давно в наших селах бытовал обычай толоки, когда родственники и соседи собирались для помощи, например, в строительстве дома, или сами же дома, некогда бывшие турлучного типа (каркас стены – из палок, переплетённых лозой и обмазанных глиной или навозом) одинаково характерны как для Юга Украины, кавказских предгорий, Поволжья и казахстанских степей.

                Культурное влияние степняков на выходцев из Украины – территории с древней земледельческой культурой – вполне понятно. Запорожцы, эти пионеры украинской земледельческой колонизации степных пространств, приспосабливались к малознакомой степной стихии, и потому перенимали те навыки, что нарабатывались кочевнической культурой многие тысячелетия. Но как же быть с Казаком Мамаем? С каким реальным персонажем можно его увязать?

                В фольклоре современных казахов, каракалпаков, поволжских татар, на историческое развитие которых оказало большое влияние Ногайская Орда – крупное кочевническое государство, существовавшее в междуречье Волги и Урала в 15-17 веках, сохранился так называемый ногайский пласт. Это – сказания о ногайских богатырях. Среди них видное место занимает эпос «Орак (Урак) и Мамай». Оба они – реальные персонажи, жившие в 16 веке. Известно, что Мамай – сын ногайордынского улубия (великого князя) Мусы, который содействовал крымскому хану Мухаммед Гирею в завоевании Астрахани в 1523 г. Впрочем, эпический образ Мамая – собирателен, поскольку в нём отражена деятельность и другого персонажа – Ших-Мамая, жившего несколько позднее – в средине 16 века. Этот последний был противником улубия Исмаила, принявшего российское подданство и содействовавшего царю Ивану Грозному в завоевании Астрахани 1556 года.

                Итак, в эпосе Мамай и Ших-Мамай совпали в одном персонаже. В сказании, которое анализировал академик В.М.Жирмунский, хан Муса (скорее – князь, бий) от двух жён имел 12 сыновей. Мамай и Орак родились от старшей жены. После смерти Мусы народ избрал ханом Мамая, а Орак стал его полководцем. Но вот Исмаил, сын от младшей жены, преисполненный зависти и коварства, стал строить козни своим старшим братьям, стараясь их рассорить. Вскоре Мамай, успешный правитель и удачливый полководец, умер от колдовства Исмаила, а Орак был убит по его наущению. Исмаил коварно завладел ногайским престолом, рассорил весь народ. Время его правления – начало вселенской катастрофы, в следствии которой некогда могущественные ногайцы рассыпались по всему свету, терпя лишения и унижения. Завоевания Астрахани русскими воеводами привело к расколу ногайского общества, начались бесконечные кровавые усобицы; нарушение чёткого ритма кочевнического хозяйства вызвало грандиозный голод и эпидемии. «Земля их пропала, государь», – так доносили российскому царю о ногайцах. Вот почему, по мнению В.М.Жирмунского, бий Исмаил в ногайском фольклоре предстаёт как источник зла и причина всех бедствий.

                Как же был переосмыслен на украинской культурной почве образ этого ногайского богатыря-правителя, сильного, удачливого, подающего большие надежды, любимого народом и ставшего жертвой коварства? Мне думается, – очень близко к первоначальному смыслу. Ведь народная картина «Казак Мамай» получила распространение со второй половины 18 века. То есть в то время, когда была ликвидирована Гетманщина (1764 г.) и разрушена Запорожская Сечь (1775 г.). Отгуляла казачья вольница, подававшая сколько светлых надежд и так бесцельно растратившая столь мощный потенциал.

                Присмотримся к сюжету картины, незначительно варьирующемуся в разных списках. Казак Мамай – с кобзой, он статичен. Рядом без дела лежит оружие – рушныця, сабля, пистоли; дальше – его верный спутник конь, низко склонивший голову. Динамики нет, она уже в прошлом. Зачарованное игрой казачьей кобзы растительное и животное царство как будто застыло в ожидании неотвратимой опасности, что надвигалась на утомлённую своим стихийным самоутверждением степную вольницу. Тот же мотив чувствуется и в другой распространённой в то же время народной картине – иконе Покровы Божей Матери, где изображены запорожцы под Её Покровом, с кошевым атаманом Петром Калнышевским во главе. Они стоят в своем обычном облачении, при оружии. Калнышевский, будто предчувствуя разрушение Сечи, обращается к Богоматери, с прошением защитить казаков. Надписью выведены его слова: “Молимся, покрой нас честным Твоим Покровом, избави от всякого зла”. На что Богоматерь, склонив голову над запорожцами, отвечает: “Избавлю и покрою люди моя”.

                Но не избавила, и не покрыла…

                В.В. Грибовский, кандидат исторических наук

                http://www.cossackdom.com/calture/gribovskyi_kazakmamai02081.htm

  3. Марат Киреев:

    Ребята, живите дружно в Крыму! У нас таких проблем нет!

    • Оракул:

      Да о чем спор? Асан это дежурный дегенерат, который не умеет слушать, принимать исторические факты. Аргументы для него пустой пук. Короче, все что касается крымских татар, должно иметь только позитивный характер и лестные отзывы. Правда, воспринимается АСАНОМ болезненно, реакция агрессивна, на грани истерики. Пожалейте болезного и свои нервы, Тем более, что у него ребенок растет. Он же не виноват, что его родитель психопат и идиот.Оставьте его в покое! Ну строчит он сутками всякую чушь, ну копипастит он какую то ерунду, не понимая ничего в том что копирует. (УДАЛЕНО МОДЕРАТОРОМ) Возрождаются они,обустраиваются..!В каждом комменте одно и тоже. Пусть себе крякает. Собака лает, караван идет.

      • Асан:

        Вот так всегда бывает, когда по конкретике сказать нечего, знаний не хватает, а злость так и прет))
        Появляются такие посты. Успокойся, болезный, береги нервы)))
        Давай еще с одного ника напиши, недостаточно “массовки”)))
        Девочка- зариночка))) Гы)))

      • Н.М.:

        Оракул, возможно Вы и не правы. Под ником “Асан”, вполне возможно, скрывается один из братьёв Капрановых. Пытается готовить, шельма, общественное мнение для своих “трудов”. Кстати, можно высказать предположение, что у братьёв Капрановых есть определенный интерес в подтасовке истории для придания белизны и пушистости крымским татарам. Все дело в цене…..

  4. Тарас Кочура:

    (УДАЛЕНО МОДЕРАТОРОМ)

  5. Н.М.:

    Интересно, а как они покажут сотрудничество крымских татар с фашистами в годы войны? И покажут ли? Полагаю, что стыдливо опустят этот период в “славной” вековой дружбе украинского и крымскотатарского народа.

    • Асан:

      Из 56 тысяч призванных крымских татар, реально на стороне немцев воевало 10 тысяч.
      Во время оккупации фашисты расстреляли 12 тысяч крымских татар. За связь с партизанами фашисты сожгли на полуострове 127 деревень, из них 105 – крымскотатарских. Среди крымских татар 7 Героев Советского Союза, один этого звания удостоен дважды. Героем Польши стал крымский татарин Адаманов. Среди крымских татар во время войны было 4 генерала, 85 полковников, 100 подполковников, 35 крымских татар стали кавалерами ордена Славы, в том числе 34 – трех степеней.

      Во время оккупации все полицаи в городах Крыма были из числа нетатарского населения – то ли не доверяли немцы татарам, то ли не оставалось мужчин-татар на Полуострове, все ушли на фронт или в партизаны. Вот фамилии назначенных германским командованием бургомистров крымских городов:

      В Симферополе – Севостьянов, в Севастополе – Супрягин, в Керчи – Токарев, в Евпатории – Епифанов, в Старом Крыму – Арцышевский, в Джанкое – Польский, и т.д. А в татарских деревнях представители оккупационных войск вручали шестнадцатилетним мальчишкам старые русские трехлинейные винтовки и велели именоваться местными полицейскими. Многие из этих мальчишек после этого бежали в лес к партизанам.

      За последние годы в крымской прессе было опубликовано достаточно материалов, свидетельствующих о том, что немцы в оккупированном Крыму смогли сформировать только шесть так называемых «мусульманских батальонов» (согласно телеграмме №636 от 31 октября 1943 г., отправленной в Москву командиром Южного соединения партизан Крыма М.Македонским; эта же цифра фигурирует в материалах Суда над Главными военными преступниками в Нюрнберге). Если в батальоне 150 человек, то, следовательно, в этих (используемых немцами в качестве охранных) частях состояло всего 900 человек. Да и национальный состав этих отрядов был весьма пестрым, большинством из них командовали русские люди. Так что едва ли половина из этих 900 человек была крымскими татарами. Кстати, «добровольцев» в эти батальоны немцы набирали в лагерях советских военнопленных, которым предлагалось на выбор – идти служить немцам или отправляться в концлагеря.

      Советская пропаганда поставила все с ног на голову. Сейчас опубликованы сведения о том, как в советские времена в Крыму предателей, какой бы они национальности ни были, превращали в татар, а геройски сражавшихся с врагами татар превращали в русских. Вот несколько примеров:

      Командир разведгруппы партизанского отряда «Севастополь-Балаклава» Сейдали Агаев во всех публикуемых материалах упоминается как С.Агеев.

      Командир разведгруппы 17-го партизанского отряда Северного соединения Сейдали Курсеитов стал С.Курсаковым.

      Руководитель самой крупной подпольной организации в Симферополе Абдулла Дагджи проходит только как Дядя Володя (подпольная кличка).

      Руководитель Сарайменской подпольной организации «Молодая Гвардия» на Керченском полуострове, резидент военной разведки Алиме Абденнанова – Аня.

      Руководитель Феодосийской подпольной организации «Алев» – «Пламя» Асие Аметова – Ася.

      Комиссар Восточного соединения крымских партизан Рефат Мустафаев – Лагутин.

      Комиссар Ялтинского партизанского отряда Южного соединения Сераджедин Менаджиев – Сергей М.

      Руководитель подпольной группы Сарайменской подпольной организации Наджие Баталова – Батаева.

      Знаменитый партизанский командир Мишка-Татар, Герой Польской народной республики Умер Акмолла Адаманов – Михаил Атаманов. Последний, только благодаря сходству своей фамилии с фамилией истинного героя, даже был удостоен открытия дома-музея в Набережных Челнах, а родные и близкие крымского татарина Умера Акмоллы Адаманова в это время погибли от голода и малярии в ссылке.

      • Ибраим:

        Крымских татар до войны, в Крыму было 25 миллионов, 954 тысячи. И это только в Крыму. А по всему миру порядка 42 миллионов. И только 10 тысяч дезертировали в годы ВОВ! Вот документ! Теперь понятно вам? Что вам еще нужно?

      • Н.М.:

        Уважаемый, Вы забыли добавить, что Севастополь, Берлин и Прагу брали только крымские татары. Кстати, на чем основаны Ваши доводы? Надеюсь, не из той кастрюли в которой выловили мифических “укров”?

        • Асан:

          Неуважаемый, вы если пытаетесь шутить, то у вас это плохо получается. Ваш стиль- гневно кидаться какашками. Не отходите от него)))

          • Н.М.:

            Прошу прощения, но видимо слово “какашки” – излюбленное в вашем лексиконе. Что поделаешь? Видно, уровень дерьма вам более доступен.

  6. Н.М.:

    10.03.1942 г.

    Алушта. На собрании, устроенном мусульманским комитетом, мусульмане выразили свою благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за дарованную им мусульманскому народу свободную жизнь. Затем устроили богослужение за сохранение жизни и здоровья на многие лета Адольфу Гитлеру-эфенди.

    В этом же номере:

    Великому Гитлеру – освободителю всех народов и религий! 2 тысячи татар дер. Коккозы (ныне с. Соколиное Бахчисарайского района) и окрестностей собрались для молебна … в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву … Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!

    20.03.1942 г.

    Совместно со славными братьями-немцами, подоспевшими, чтобы освободить мир Востока, мы, крымские татары, заявляем всему миру, что мы не забыли торжественных обещаний Черчилля в Вашингтоне, его стремления возродить жидовскую власть в Палестине, его желания уничтожить Турцию, захватить Стамбул и Дарданеллы, поднять восстание в Турции и Афганистане и т.д. и т.п. Восток ждет своего освободителя не от солгавшихся демократов и аферистов, а от национал-социалистической партии и от освободителя Адольфа Гитлера. Мы дали клятву идти на жертвы за такую священную к блестящую задачу.

    10.04.1942 г.

    Из послания А.Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасубазара.

    Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа – это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского мира – газы Адольф Гитлер.

    • Асан:

      Тюрко-мусульманский вклад в историю Украины важен так же, как и славяно-христианский
      В апреле прошлого года мне посчастливилось побывать на освящении возрожденного собора св. Владимира в Херсонесе. Это было прекрасным поводом наведаться в Бахчисарай, легендарную столицу Крымского ханства.

      Мой севастопольский таксист оказался по совместительству краеведом, всю дорогу подробно рассказывавшим о перипетиях пребывания в Крыму Екатерины II, Александра I, Потемкина, Воронцова и прочих деятелей российской истории. Однако уже в Бахчисарае, проезжая мимо музея Исмаила Гаспринского, он небрежно бросил: «А это – какой-то их, татарский, поэт».

      Но ведь коренной, по его уверениям, житель Крыма не мог не знать о том – кто такой Исмаил Гаспринский, один из виднейших татарских мыслителей и просветителей, чьи труды изучались в Стамбуле, дружбой с которым дорожил основатель украинского востоковедения Агатангел Крымский.

      Мимолетное замечание севастопольского таксиста – лишь иллюстрация опасного невежества, идеологическое наследие которого не изжито даже некоторыми украинскими академиками. Судите сами: в 6-м томе 15-томного издания «Украина сквозь века» – «Украина под татарами и Литвой», изданного в 1998 году Национальной академией наук Украины, 272 страницы занимает раздел о литовской экспансии, и 24 – «Татарская эпоха в истории Украины».

      При этом вся история «Татарской эпохи» сводится в основном к разбору ссор, обид и взаимных наскоков мелкопоместных князей из-за каких-нибудь 2-3-х сел или более-менее громких номинальных титулов и их ябед друг на друга золотоордынским чиновникам. Тогда как это время полно судьбоносных для европейской истории событий, происходивших на территории нынешней Украины – от принятия в Крыму в качестве официальной религии и массового, причем мирного, распространения Ислама при хане Узбеке (1312-1342) до разгрома столицы Золотой Орды Сарая крымским ханом Менгли I Гиреем в 1502 году, что и стало окончанием так называемого «татаро-монгольского ига» для русских земель.

      Тогда же между Крымским ханством и Московией был заключен тесный союз, ухудшивший традиционно дружеские отношения мусульманского Крыма с католической Польско-Литовской державой. Для находившейся под польским владычеством Украины он обернулся разорительными походами крымцев.

      Так, в 1482 году московский посол Михаил Кутузов требовал от хана послать «рать свою на Подольские земли или на Киевские места». Вскоре войска Менгли появились под Киевом – древняя столица русской земли была охвачена пламенем, киевский наместник пан Хоткевич был пленен.

      В ходе войны с Литвой и Ливонским орденом 1502 года великий князь Московский Иван III настаивал на выступлении хана по маршруту Киев – Слуцк – Туров – Пинск – Минск. Менгли последовал его просьбе, но избрал свой план кампании: его сыновья во главе 90-тысячного войска в течение трех месяцев совершали набег украинскими и польскими землями на Краков через Луцк, Львов, Люблин, а под Рождество снова появившись под Киевом.

      Между тем, история Крымского ханства, крымскотатарского этноса для Украины (и не только потому, что сегодня Крым входит в ее состав, а, прежде всего, благодаря многовековым историческим связям) – это не чужая, а своя история, в той же степени, что и история славян.

      Активно насаждающаяся нынче в Украине некоторыми политиками теория «конфликта западной и мусульманской цивилизаций», в которой черпают вдохновение ксенофобы всего мира, опровергается множеством исторических фактов времен даже демонизированного ныне Средневековья. Наша страна веками была связана с Великой степью, а последствии через нее и с миром Ислама, наследниками которых в современной Украине являются крымские татары, что не может не ощущаться сегодня.

      В этой связи примечательно, что еще отец украинской историографии Михаил Грушевский полемизиовал с официальной версией царской истории о фактическом уничтожении Киева ордами Батыя, ссылаясь на впечатляющий список имен иностранных купцов, упомянутых итальянским путешественником Плано Карпини в качестве свидетелей его пребывания в Киеве во время поездки ко двору наследников Чингисхана. Это, по Грушевскому, красноречиво свидетельствует, что после Батыя Киев «вел далее заграничную торговлю, верно – не пеплом от татарских пепелищ».

      Религиозные различия не мешали глубокому культурному и этническому взаимодействию Украины и тюрко-мусульманского мира, напротив – оно было весьма интенсивным и оставило след в наследии, которое мы считаем по праву своим. Символ гетманской власти – бунчук – не что иное, как степное знамя с конским хвостом времен Чингисхана. До начала ХХ века бунчук оставался одним из символов ханского достоинства в Центральной Азии – вплоть до китайского Кашгара.

      Наглядную же идентичность тюрко-мусульманских и традиций украинских казаков– от шаровар до бритья головы – отмечали все европейские путешественники и исследователи. Гоголь же называл казачество народом, сложившимся из разных наций, по вере православным, по образу жизни, костюму, обычаям – совершенно азиатским.

      Истоки же одного из главных символов украинской национальной культуры – рушника – становятся очевидными при изучении коллекции вышивок бахчисарайского музея-заповедника Ханский дворец. Во-первых, сходство орнаментов крымских татар и украинцев, в особенности – степной зоны – очевидно. Во-вторых, как известно, Ислам запрещает изображение живых существ, и вместо икон или картин, как в Европе, татарский дом традиционно украшали вышитые ткани.

      Основными проводниками влияния на Украину со стороны мусульманского мира, безусловно, были крымские татары или, как они называют себя, крымцы – потомки тюрков-половцев, древних соседей наших предков. Один из величайших украинистов и востоковедов второй половины ХХ века, отец международной школы украинистики Гарвардского университета Омелян Прицак пишет: «половцы – наемники черниговских князей и соседи Русской державы, часто ее враги, но нередко и союзники. После прихода монголов (1222 – 1240) в половецкую степь и на Русь половцы смешались с монголами и передали им свой язык, который в то время стал доминировать в степи. Этих половцев (кипчаков, куманов) европейцы начали называть татарами».

      Крымскотатарские воины, ученые и чиновники были в чести у Литовских князей со времен великого князя Витовта (1392-1430). Эмигрантские связи между Крымом и Речью Посполитой были сильны и в XVII веке, когда в г. Мстиславе поселились предки будущего первого постоянного секретаря Украинской академии наук Агатангела Крымского, татарина, всю свою жизнь посвятившего делу украинской независимости.

      Жил в свое время в Киеве гостем польского короля и свергнутый с крымского престола золотоордынцами хан Нур-Девлет, получивший в 1479 году от Московии в управление город Касимов. Другой союзник польского короля – Девлет I Гирей почти ежегодно совершал военные походы против Ивана Грозного, сжег в 1571 году Москву, сорвав экспансионистские планы царя в Прибалтике.

      История запорожского казачества также тесно переплетена с крымскими татарами. Казаки были союзниками Мехмеда III Гирея в его борьбе против султана Османов за полную независимость Крыма (1623-1628). Бежавший в Запорожье хан дважды пытался прорваться на родину во главе объединенного татарско-казацкого войска, но не имел успеха из-за противоречий в казацкой среде.

      Нанимал запорожцев на службу хан Инает Гирей (1635-1637), хан Адиль вел переговоры с запорожским гетманом Суховием, противостоявшим союзнику Османской империи Дорошенко, а его преемник Селим I Гирей был союзником последнего в войнах с Польшей и Московией. Девлет II Гирей же поддержал Ивана Мазепу в его борьбе с Москвой. Именно он принял Запорожскую Сечь, спасавшуюся от мести Петра I после полтавского поражения, позволил казакам поселиться на территории Крымского ханства в низовьях Днепра.

      Этапными в истории Украины стали союзные договоры Богдана Хмельницкого с Ислямом III Гиреем. Исследование их является «отправным пунктом для понимания причин успеха украинского восстания поздней весны 1648 года», считает Омелян Прицак.

      Когда украинский гетман обратился к хану за помощью, тот получил письмо от султана Ибрагима, требовавшего направить крымское войско на помощь туркам в борьбе за о. Мальта. И хан, сам проживший 7 лет в Польше, решил поддержать Хмельницкого в войне с ней. По некоторым данным, Богдан Хмельницкий даже присутствовал на мусульманских молитвах в ставке своего союзника – крымского хана.

      Религиозную терпимость Крымского ханства иллюстрируют православные источники, повествующие о Свято-Успенском горном монастыре под Бахчисараем. Издающаяся в Крыму газета «Русичи» писала: «Не только христиане, но и самые ханы были покровителями сего святого места». И после переселения греков из Крыма татары сохранили «святое место Марии». Хан лично позаботился о приглашении в Бахчисарай греческого священника Спиранди, прибывшего из Анатолии. «Он милостиво обошелся с ним, обещал ему свое покровительство и велел ему служить в Успенской Скале», – отмечает газета.

      Не удивительно, что во время прошлогодней стычки спровоцированных экстремистски настроенными силами татар со сторонниками возрожденного Свято-Успенского монастыря, совместными усилиями толпу утихомирили настоятель православного монастыря и имам расположенной рядом знаменитой Занджирлы-медресе.

      Последнее, кстати, является первым на европейской территории бывшего СССР высшим учебным заведением. Оно было основано Менгли I Гиреем в 1501 году и славилось в Европе и Османской империи, как один из выдающихся университетов своего времени.

      Украинская и крымскотатарская культура вообще испытали взаимное влияние. Изящная эргономичная архитектура и изысканные фонтаны Ханского дворца в Бахчисарае, вдохновляли, например, Адама Мицкевича и Лесю Украинку.

      Многие трагические страницы в истории украинцев и крымских татар также совпадают. Два десятилетия послереволюционного «красного террора», особо свирепствовавшего в Крыму, как одном из последних оплотов Белой армии, обернулись разрушением мечетей, расстрелами мусульманских религиозных деятелей и национальной интеллигенции. Связи с зарубежным исламским миром были оборваны, совершение одной из главных религиозных обязанностей мусульман – хаджа, паломничества в Мекку – оказалось под запретом.

      На Украине в это время положение также было тяжелым. В этой связи достаточным будет упомянуть широко известный голодомор. Позже татары полностью подверглись депортации. И в эти же годы были высланы с исторической родины многие украинцы.

      Сегодня мусульманская культура в Крыму возрождается. Она тесно переплетена с процессом дальнейшей интеграции Ислама в социально-культурную ткань Украины.

      На крыши Бахчисарайских домов возвращается черепица, разрушавшаяся после депортации и заменявшаяся незатейливым шифером. Возрождаются сады и народные ремесла, еще несколько лет назад считавшиеся безвозвратно утраченными: ковроткачество, вышивка, филигрань, чеканка, искусство башмачников.

      Открываются уютные частные гостиницы, караван-сараи и чайханы с превосходным татарским кофе, какого не найдешь ни в Киеве, ни в Стамбуле. Творения народных мастеров в татарских художественных салонах раскупают в свои коллекции заезжие знаменитости из Киева, Москвы, Турции и Европы. С минарета мечети Ханского дворца звучит голос муэдзина.

      Бахчисарайский музей-заповедник в серии «Библиотека Ханского дворца» выпускает, пусть мизерными тиражами, поэзию крымских ханов. А ЮНЕСКО – крымские сонеты Мицкевича на польском, крымскотатарском, украинском и русском языке под одной обложкой.

      Изучает основы Ислама, истории и культуры своего народа молодежь в медресе и летних лагерях. И я не соглашусь здесь с теми, кто утверждает, что крымские татары поддаются на экстремистские провокации. Им сейчас не до драк и не до конфликтов – они возрождают свою землю, будто пробуждающуюся от сна и стремящуюся к своей самобытной и уникальной красоте.

      И это наше общее государство. Это наша история и наша современность. Это наша культура в ее уникальном, дарованном Богом столетиями взаимодействия и взаимопроникновения этносов роскошном многообразии.

      И никогда не понять нам себя, не ощутить счастья полноценной государственности, не осознать своей исторической судьбы, пока мы не откроемся простой истине: вся Украина, вся наша земля, все народы, ее населяющие и украшающие, все религии, здесь исповедуемые, – это все мы.

      Константин ДОРОШЕНКО, историк, директор Культурного агентства «Хазария» (Киев)

    • Асан:

      Вообще-то т.н. “Крымский мусульманский комитет” состоял всего из нескольких человек, которые абсолютно не представляли всех крымских татар полуострова.Зато болтовня этого комитета широко использовалась пропагандистской машиной Гебельса, и весьма неплохо, раз до сих пор отдельные недальновидные люди до сих пор используют эти штампы.
      И кстати, крымские татары-коллабораци плечом к плечу сражались в немецких войсках со своими земляками- украинцами и русскими. Как выражались тогда “против жидо-большевизма”, а вовсе не против славян. Так-что вы передергиваете, почитайте лучше что писали сами славяне:

      Из Воззвания к пастве Архиепископа Серафима

      “Во Христе возлюбленные братья и сестры!
      Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников.
      Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле…
      Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы… Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это-продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г., – но, увы! – окончилась трагически.
      Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевистском фронте.
      «Спасение всех», о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение.
      Настал последний решительный бой.
      Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление.
      Аминь!”
      Июнь, 1941-го года

      Из послания Митрополита Серафима (Лукьянова)
      “Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III интернационалом.
      Да благословит Всевышний великого вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога…”
      «Церковная жизнь», 1942 г., N1

      Телеграмма Всебелорусского Церковного Собора А. Гитлеру. 1942 г. (Архиепископ Филофей , Епископ Афанасий , Епископ Стефан

      Первый в истории Всебелорусский Православный Церковный Собор в Минске от имени православных белорусов шлет Вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевицкого безбожного ярма, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской Православной Автокефальной Церкви и желает быстрейшей полной победы Вашему непобедимому оружию!”

      «Наука и религия», 1988 г., N5

      ТЕЛЕГРАММА от имени 1 Всебелорусского православного церковного собора АДОЛЬФУ ГИТЛЕРУ
      30 августа 1942 г.
      “Фюреру Адольфу Гитлеру!
      Первый в истории Всебелорусский православный церковный собор в Минске шлет Вам, г-н рейхсканцлер, от имени верующих белоурсов сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевистского ига, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме святой белорусской православной автокефальной церкви и желает скорой и полной победы вашему непобедимому оружию!”

      Архиепископ Филофей
      Епископ Афанасий
      Епископ Степан
      Архимандрит Серафим
      Протоирей Горбацевич
      (Белорусский государственный архив (БГА), ф. 370, оп. 1, д. 382, л. 6. Копия. Машинопись. Перевод с немецкого)

      Архиепископ ФИЛОФЕЙ – глава православной церкви на оккупированной Белоруссии
      Архимандрит Иоанн (кн. Шаховской)
      “…Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу.
      Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно.
      Невозможно было долее ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые «христианские» правительства, которые в недавней испанской борьбе были и материально, и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры.

      Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования русской церковью памяти «Всех святых, в земле русской просиявших».
      Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля.
      В этот чисто русский праздник, соединённый с днём воскресения, началось исчезновение демонских криков «Интернационала» с земли русской…

      Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и осветятся молитвой.
      Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия.
      Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят бесчисленные русские колокола.

      Это будет «Пасха среди лета», о которой 100 лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой Русской земли преподобный Серафим.
      Лето пришло.
      Близка русская Пасха…”

      «Новое слово», N27 от 29.06.1941 г. Берлин
      «Церковное обозрение» N4-6

      “Прошёл год, как поднят меч Правды на самого страшного врага всего человечества – коммунистический интернационал.
      И вот ныне значительная часть европейской России свободна уже от этого проклятого врага и обезврежена и очищена от этой заразы.
      И там, где давно уже не раздавался колокольный звон и где славить Всевышнего считалось тяжким преступлением – там теперь разносится малиновый звон колоколов; открыто и безбоязненно, с усугубленными лишь чувствами несутся к престолу Царя Вселенной молитвенные вздохи освобожденного из ада русского народа.

      И нет слов, нет чувств, в которых можно было бы излить заслуженную благодарность освободителям и их Вождю Адольфу Гитлеру, восстановившему свободу вероисповеданий.

      Но Правда побеждает, она и победит.
      И недаром Провидение избрало Вождя Великой Германии Своим орудием сокрушения этого общечеловеческого врага.
      Германский народ знает это, и в этом залог, что он в союзе с другими народами доведёт с Божьей помощью борьбу до конечной победы.”

      22 июня 1942 г. N4-6, г. Е. Махароблидзе

      Из пасхального Послания Митрополита Анастасия

      “…Наше время изобрело свои особые средства истребления людей и всего живого на земле.
      Все готов испепелить этот адский огонь, вызванный самим человеком из бездны, и мы снова слышим жалобу пророка, обращенную к Богу: «Доколе плакати имать земля и трава вся сельная исхнет от злобы живущих на ней» (Иерем. 12,4).

      Но этот страшный опустошительный огонь имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие: ибо в нем сгорают и те, кто воспламеняют его.

      Но вы скажете, что истребительный меч смерти падает не только на развращённых и злых, но и на людей добродетельных, и на последних даже чаще, чем на первых.
      Но для таких людей смерть не является бедствием, ибо открывается для них путь к блаженной истинной жизни, приобретённой для нас смертию и воскресением Христовым.”

      «Святая Русь», Апрель 1948, Штутгарт

      Так-что ваши выньте у себя бревно из глаза, прежде чем гнать на весь народ.

      • Н.М.:

        Если следовать Вашей логике, то и нынешний “меджлис крымскотатарского народа” тоже не правомочен в своих действиях, т.к. состоит всего из нескольких десятков человек.

        • Асан:

          Во время войны не собирали Курултай, и депутаты не выбирали представителей в мусульманский комитет. Это были самозванцы. Нынешний- же Меджлис, с точки зрения легитимности вполне представляет себе почти всех крымских татар Крыма. Так как члены его были выбраны на Курултае. И выборы идут раз в несколько лет. Скоро очередной.
          Вы интересуйтесь предысторией вопроса, прежде чем писать очередную глупость.

          • Н.М.:

            Вы уже начинаете нервничать. Это плохо. Тем не менее, на вашу глупую ремарку отвечу цитатой независимого эксперта:

            “…В конце декабря 1941 г. в Бахчисарае был создан первый Мусульманский комитет, а затем, на его основе, комитет в Симферополе. По замыслу его основателей – председателя Джемиля Абдурешидова (1) и двух его заместителей – Ильми Керменчиклы и Османа Меметова – этот комитет должен был представлять всех крымских татар и руководить всеми сферами их жизни. Однако начальник полиции безопасности и СД СС-оберфюрер Отто Олендорф, при поддержке которого был создан этот орган, сразу же запретил им называть комитет «крымским», оставив в его названии только слово «симферопольский». В этом качестве он должен был служить только примером районным мусульманским комитетам, которые стали создаваться в других городах и населенных пунктах Крыма в январе-марте 1942 г. (за исключением Севастополя, мусульманские комитеты были в дальнейшем созданы также в Евпатории, Ялте, Алуште, Карасубазаре, Старом Крыму и Судаке) (2).

            • Асан:

              Я спокоен как никогда) Но приятно что хоть конструктив пошел с вашей стороны, а не говнометание и плоские шуточки)
              Вы свой цитатой подтверди мои слова. Крымский (Симферопольский) мусульманский комитет состоял из 3 человек, которые много на себя взяли. Даже немцы это поняли. Что касается остальных комитетов в селах, то найти по несколько человек расположенных против сов. власти труда не составляло. Но они так-же были не легитимными. Легитимен мог быть только общекрымский Курултай, в который-бы выбирали ВСЕ жители своих депутатов. Если-бы был созван такой Курултай, и его делегаты выбрали-бы членов мус. комитетов, тогда да. Вы были-бы правы. Но такого не было. И поэтому эти комитеты лишь представляли сами себя . С таким-же успехом русских полицаев в русских селах на оккупированных территориях можно было-бы назвать “представителями всего русского народа” Согласитесь, нелепо? Так и в нашем случае. Подумайте логически, если сможете)

  7. исторег:

    > как в годы войны лидеры крымских татар
    > вышли к фашистскому наместнику с предложением
    > вырезать все славянское население

    Ё моё, какого ж только бреда не наслушаешься…
    А ещё татары, как всем известно, кровь славянских младенцев пили за завтраком каждый день.

    • Асан:

      Не-не, это прерогатива евреев, не отнимайте)))
      Мы младенцев так, прям целиком кушаем)))

      • Н.М.:

        В годы войны, похоже, так и было….

        • Асан:

          Ага, и сейчас тоже поедаем. Смотрите скоро и вас, пупсика, зажарим и съедим)))

          • Н.М.:

            Съедите? Так как вы, милейший, меня жевать будете? У вас ведь зубов не будет. И челюсть на бок будет сворочена.

            • Асан:

              Повторюсь- шутки не ваш удел))) Убого получается. Честно.

              • Н.М.:

                Зато честно. Что поделаешь? У вас не получается быть умным, у меня – шутником. Тем не менее, и вы, и я пробуем общаться, и даем хлеб владельцу этого сайта. А если серьезно, то не держите на меня зла. У меня свое мнение, у вас – свое и я его уважаю, несмотря на ядовитость моего тона. Наша словесная перебранка, я думаю, не доставляет удовольствия посетителем этого сайта, а, посему, еще раз приношу извинения за свой ершистый тон и откланиваюсь. Прощайте!

  8. Н.М.:

    Любое государство (будь то Россия, будь то Украина) селило казаков на своих границах, дабы уберечь население от набегов “ордынцев” (в это понятие входили и степняки, и кавказцы). Известно много случаев о боях казаков с татарами, “лезгинами” и проч. Но, говорить о “братской дружбе” казаков с “крымцами”? Это, простите, ни в какие ворота…. Казаки – защитники Отечества, в то время как “крымцы” жили грабежами и разбоем. Да, были отдельные совместные “дела”…. Но, не стоит возводить это в систему. В прочем, если братья Капрановы выполняют “заказ” властей по “прилизыванию” Истории, то понятен их коньюнктурный подход. Денежку получат за свой труд и усэ. Но, будет ли сей труд считаться исторически правдивым?

    • Асан:

      Я приводил ссылки, где исторически зафиксированы многочисленные случаи нападения казаков на московитов, поляков и пр. Казаки были обычным народом, и воевали против всех, (никто не отрицает что больше всего против татар). а селить их на границах стали позже. Когда Петр и Екатерина разгромили Сечь и разогнали вольницу.

    • исторег:

      Ну, вот уж кто-кто, а запорожские казаки жили почти исключительно за счёт разбоя и грабежа турецких, крымских и польских городов. Современная пропаганда, рисующая запорожцев как благородных рыцарей и защитников имеет с правдой весьма мало общего. Был такой тип хозяйствования – “набеговое хозяйство” назывался. И запорожские казаки равно как и причерноморские кочевники-ногайцы – его классические представители.

      А отношения между запорожцами и Крымом были в разные периоды разными, нередко были и союзными.

      Когда у Мехмеда III Герая случился в 1620-х годах конфликт с османским султаном, союзные ему казаки приплыли на на Босфор и разорили окрестности Стамбула, а другой казацкий отряд сражался вместе с ханским войском против турок под Карасубазаром. А в 1627 году союзное хану казацкое войско во главе с гетманом Михаилом Дорошенко разбило в битве на Альме вторгшиеся в Крым буджакские и османские отряды, причём сам гетман в этой битве погиб.

      После того как Пётр I разгромил Запорожскую Сечь в 1709 году, запорожцы попросили у хана разрешения поселиться на крымских землях и Сечь ни много ни мало 24 года располагалась в Олешках – на территории Крымского ханства, а казаки ходили в походы с крымским войском.

      • Асан:

        Для татарофобов и украинофобов исторические факты имеют мало значения. Главное отлаяться послаще.

  9. крымчанин:

    “Мы отказались от экстравагантных теорий, от собственных концепций и открытий, потому что мы не историки, мы писатели”, – рассказал 15 минутам Виталий Капранов.

    Какие вы писатели? Вы – халтурщики и коньюнктурщики. Кроме того, ваши рисунки оставляют желать лучшего. Как говорится, “экспрессии маловато”, зато много халтуры.

Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом