Стоит ли российским охранникам работать за рубежом?
В Общественной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание экспертов негосударственной сферы безопасности и представителей органов государственной власти. Участники мероприятия попытались найти ответ на вопрос о том, стоит ли предоставлять право российским охранным организациям оказывать услуги за рубежом.
Член Комиссии общественной палаты по проблемам безопасности и взаимодействию с системой правоохранительных органов Дмитрий Галочкин отметил, что пока ни одно российское частное охранное предприятие не может вести деятельность по оказанию услуг охраны за рубежом – у них на это просто нет юридических прав. По мнению Галочкина, необходимо внести изменения в законодательство о частной охранной деятельности, а также в комплекс сопутствующих законов.
«Надо понять, кто мог бы регулировать и выдавать лицензии для этой деятельности. Это очень специфическая область, связанная с риском для жизни. Возможны эксцессы, травмы, ранения, летальные исходы», — подчеркнул Галочкин. Он напомнил, что во всем мире частные военные компании ведут деятельность за рубежом при непосредственной поддержке государства.
По словам Галочкина, саморегулируемые организации в Европе и англосаксонском мире уже поделили рынок частных военных компаний и создали надстройку из нормативной правовой базы.
«У нас есть профессионалы, дееспособные структуры, которые смогут составить конкуренцию находящимся на рынке компаниям», — заметил Галочкин. Появление же российских структур за границей, по его мнению, может столкнуться с противодействием со стороны криминальной сферы, когда со стороны международных компаний будут приниматься все меры для их дискредитации и ликвидации.
Дмитрий Галочкин вспомнил историю с задержанием российского сухогруза в Нигерии. «Наша компания обеспечивала безопасность на морском транспорте. Прошла информация о вооруженных людях на борту. Их сопроводили в порт, и 20 наших специалистов в сфере безопасности оказалось под судом больше года. Поэтому государство должно принять решение о том, насколько нужны эти структуры за границей», — добавил член ОП.
Он также предположил, что в Сирии, с которой у России есть соглашение более 40 лет, российские охранные предприятия могли бы взять под охрану объекты жизнеобеспечения: атомные электростанции, аэропорты, морские порты, чтобы "освободить сирийские силы для наведения конституционного порядка в стране".
По информации пресс-службы Общественной палаты РФ, генеральный директор частных охранных предприятий «Волк» Геннадий Никулов рассказал о том, что ему и его коллегам удалось сформировать 108 своих представительств в России. «Мы заявляем, что в Европе рынок поделили два британских и три американских предприятия. Это монополисты. Они охраняют все российские активы», — проинформировал Никулов. По его словам, посольство РФ в Сербии охранялось американцами, у «Русского дома» договор заключен с частными американскими охранными предприятиями. «Для бюджета нашего государства это огромнейший капитал», — отметил он.
Начальник отдела Управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Дмитрий Лазарев считает, что главным препятствием является то, что «механизм лицензирования и контроля прописан в документах правительства, касающихся действий на территории России, и они не должны противоречить законодательству страны пребывания».