В Крыму открыт сезон “священных войн”
Новая власть сочла политическое дробление крымскотатарского народа малоэффективным и занялась дроблением религиозным.
Первая попытка создать структуру, альтернативную Духовному управлению мусульман Крыма (ДУМК), была осуществлена более десяти лет назад. Тогда приверженцы салафизма (не признающие светскую власть), которых в народе чаще называют ваххабитами, зарегистрировали несколько автономных (то есть не подчиняющихся действующему муфтияту) мусульманских общин и даже объявили одного из своих представителей муфтием Симферополя. Однако все их усилия не смогли поколебать авторитет ДУМК, которое всегда пользовалось активной поддержкой наиболее влиятельной среди крымских татар политической силы — Меджлиса крымскотатарского народа.
Провалом окончились попытки закрепиться на полуострове и у Партии мусульман Украины, которая фактически была политическим крылом базирующегося в Донецке Духовного центра мусульман Украины. В конце концов, "донецкие" пришельцы, как и всеукраинская организация "Альраид", негласно согласились с тем, что Крым — каноническая территория местного муфтията, и предпочли найти с ним общий язык.
Однако на этот раз ДУМК столкнулось с явлением несколько иного порядка. Если за всеми предыдущими пробами создать альтернативный муфтият власть скорее отстраненно наблюдала, то теперь она сама приняла участие в его создании. В декабре прошлого года Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий за день до своей ликвидации официально зарегистрировал устав Духовного центра мусульман Крыма (ДЦМК) — новой организации зонтичного типа, объединившей ряд автономных мусульманских общин.
Возможно, в этом не было бы ничего предосудительного, если бы лидер новой структуры — бывший имам мечети Джума Джами в Евпатории Ридван Велиев не объявил себя муфтием. Более того, в этом статусе его признают и органы власти Украины. По крайней мере, такой вывод можно сделать из письма, направленного Велиеву бывшим главой Госкомнацрелигий, а ныне первым заместителем министра культуры Украины Юрием Богуцким. Поздравляя главу ДЦМК с днем рождения пророка Мухаммеда, Богуцкий официально обращается к нему как к муфтию.
Разумеется, в ДУМК возникновение альтернативной духовной структуры восприняли крайне болезненно. В обращении на имя Президента Украины, Верховной Рады, Кабмина, Генпрокуратуры и СБУ крымский муфтият расценил действия Госкомнацрелигий как направленные на создание "очередного очага напряженности и дестабилизации в Крыму и Украине в целом". "Создание в Крыму параллельного муфтията — это попытка насильно внедрить в сферу духовного управления жизнью мусульман Крыма абсолютно чуждую и агрессивную нам идеологию хабашизма, основанную на методах раскола мусульманского общества на противоборствующие группировки, — подчеркивается в обращении. — В свете последних событий по попытке Госкомнацрелигий переподчинить духовную сферу мусульман Крыма одной из указанных в данном обращении сект — секте аль Хабаши, Духовное управление мусульман Крыма вынуждено пойти на все необходимые меры по предотвращению окончательной дестабилизации и распаду общности мусульман Крыма".
Действительно, религиозные общины, вошедшие в состав ДЦМК, ориентируются на Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) во главе с шейхом Ахмедом Тамимом, ливанцем по происхождению, которого принято считать апологетом учения Абдуллаха аль-Харари аль-Хабаши, ливанского исламского ученого эфиопского происхождения. В ДУМК утверждают, что хабашиты — "сектанты" и "экстремисты", а самого Тамима именуют "самозванцем", безо всяких оснований объявившим себя муфтием всей Украины.
Заместитель председателя ДУМК Айдер Исмаилов убежден, что на самом деле количество сторонников ДЦМК сильно преувеличено. "По нашим данным, в эту структуру входят не 35 мусульманских общин, как они сами говорят, а 17, — рассказал он. — Да и те малочисленны и зачастую состоят из одних и тех же людей — родственников, друзей и знакомых". Например, в маленьком крымском селе Тимошенко, по информации Исмаилова, оказалось сразу две общины хабашитов. Такая же ситуация в селе Вилино Бахчисарайского района.
Председатель меджлиса народный депутат Мустафа Джемилев считает, что попытки создать параллельный муфтият на основе "каких-то дутых и подставных религиозных организаций" не принесут Крыму ничего хорошего. "Если государство заинтересовано в том, чтобы здесь была стабильность, оно не должно такие вещи делать, но кое-кто в государстве не заинтересован в стабильности", — заявил Джемилев. Однако конкретизировать свое обвинение не смог. "Ну, тут разные политические силы, для которых Меджлис и единство крымскотатарского народа как кость в горле, — считает Джемилев. — Это хотя бы те, кто сейчас очень активно разбазаривает земли, те, кто старается вытеснить крымских татар из всех структур власти".
Руководство ДЦМК пока на контакт с журналистами не идет, предпочитая обозначать свою позицию по тем или иным вопросам с помощью веб-сайта. Обвинения в сектантстве новая религиозная структура отвергает, но свою причастность к хабашизму не отрицает и утверждает, что ничего предосудительного в этом религиозном течении нет. Напротив, хабашиты якобы активно противостоят различным экстремистам, основываясь на правильных религиозных знаниях. Параллельный муфтият уже заявил о том, что готов к сотрудничеству с ДУМК. "Мы не принимаем участия в борьбе за "сферу влияния", не стремимся к достижению власти, — говорится в заявлении, опубликованном на сайте ДЦМК. — И мы готовы к диалогу со всеми, кто стремится делать добро, в том числе и с Духовным управлением мусульман Крыма".
Заместитель председателя Республиканского комитета Крыма по делам религий Вадим Петров считает, что сотрудничество ДУМК с параллельной структурой было бы оптимальным вариантом. "На мой взгляд, первенствующему положению Духовного управления мусульман Крыма в мусульманской среде Крыма ничего не угрожает, а ДУМК и ДЦМК необходимо просто объединить усилия в деле противодействия распространению действительно радикальных сект", — считает Петров.
Однако в ДУМК дружить со структурой, пытающейся дублировать его функции, пока не торопятся. "Что будет, если муфтий станет сотрудничать с каждым самозванцем, который, опираясь на поддержку 20–30 человек, будет предлагать сотрудничать с ним? Не думаю, что было бы правильно удовлетворять амбиции отдельно взятого человека", — сказал по этому поводу Исмаилов.
Руслан Карашаев,
Все заявления ДУМК безосновательны. Это просто страх меджлиса и ДУМКа потерять монополию на власть над крымскими татарами. Но у них реально ни когда не было этой власти. Меджлис это миф раскрученный пиар=миф. Более половины крымских татар не поддерживают меджлис. ДУМК ни когда не пользовался популярностью. ДУМК ни когда не противостоял сектантам реально. ДУМК посвятил себя политике и борьбе безуспешной с ДУМУ и сейчас он проиграл так как появилось ДЦМК и в агонии бросается всякими безосновательными заявлениями. Дни ДУМК и Меджлиса сочтены.
ДЦМК имеет большое количество сторонников, только на мероприятие Карлы азиз 2011 было собрано 3 тысячи человек. И ДЦМК показал себя полноценной исламской религиозной структурой. По моим прогнозам ДУМК скоро прекратит свое существование в связи с неимением сторонников, либо останется как юридическая организация но реально людей у них не будет. С меджлисом будет тоже пустая структура без поддержки людей.
Велиев не самозванец. Он достоин быть муфтием. Мне довелось с ним общаться и я убедился лично, что знаний религиозных у него на порядок больше, чем у Аблаева. Секты хабашиты не существует. Я изучал сайт ДЦМК так вот они учат тому, что было у нас у крымских татар до революции. Они учат суфизму и ханафитскому мазхабу. ДУМК реально этому не учит а покровительствует ваххабитам и джамаатчикам в лице Альраида и делает вид, что борется с хизбами.
Что касается ДУМУ то эта организация реально борется с экстремистами уже почти 20 лет не изменяя своим позициям и не играя в приспособленцев и не покупаясь на пожертвования экстремистских организаций в лице ваххабитов, хизбов и джамаатчиков
Такой вопрос, джамаатчики в лице Альраида, это как? И что значит? Попрошу без лишней болтовни, а по фактам.
Хабашитов не существует.Это выражение тянет на анекдот месяца.Сами последователи Абдуллаха Харари называют себя Ахбаш(Хабашиты), а тут умный Азиз заявляет, что хабашитов не существует.Кому верить?