“Укрпочта” выпустила конверт с изображением расстрелянного крымскотатарского националиста (ФОТО)
Украинское государственное предприятие почтовой связи "Укрпочта" ввело в обращение почтовый конверт с изображением выдающегося крымскотатарского поэта, историка и филолога Амби Гирайбая.
Как сообщили в пресс-службе Меджлиса крымскотатарского народа, на конверте изображен портрет Амди Гирайбая и указаны годы его жизни с 1901 по 1930 гг. По информации "Укрпочты", тираж конвертов составляет 577 000 штук.
Амди Гирайбай (настоящее имя Абдулафат Лятифов) – крымскотатарский поэт, историк и филолог. Свои первые стихи написал в 1913 г. Расцвет таланта поэта приходится на 1918-1923 гг., когда он создал свои лучшие произведения "Джигитке" ("Джигиту"), "Анъма шу куньлери" ("Не вспоминай о тех днях", 1920), "Яш татарларгъа" ("Молодым татарам"), "Хош кельдинъиз" ("Добро пожаловать"). Тогда же Гирайбай написал пьесы "Эски татар мектеби" ("Старая татарская школа"), "Оксюзлер" ("Сироты"), поэмы "Тинтюв" ("Облава"), "Кечти энди" ("Все в прошлом"), "Иджрет" ("Эмиграция").
В 1923 году при содействии видного деятеля первого правительства КрымАССР Вели Ибрагимова Гирайбай был направлен в Турцию, где он учился в Стамбульского университете и занимался подготовкой диссертации по истории Крыма, в которой развивал идеи пантюркизма. В 1926 г. вернулся в Крым. Работал в областном совете Общества нового алфавита.
В 1928 году Гирайбай был арестован по делу крымскотатарской национальной партии "Милли Фирка". Обвинен в национализме и шпионаже. 17 декабря 1928 года судебной коллегией ОГПУ приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 13 сентября 1930 в Бутырской тюрьме.
В 1991 году Амди Гирайбай был реабилитирован.
Он патриот, а не националист. Национализму сейчас придан слишком негативный оттенок, чтоб его так называть. Стыдно.
Негативный оттенок слову “национализм” придали большевистские газеты, которые проф. Преображенский советовал не читать за обедом и вообще.
Национализм — это идеология, которая включает следующие элементы:
Существование наций.
Суверенное право нации на самоопределение.
Первичность нации в государствообразующем процессе.
Национальная самоидентификация.
Солидарность.
Нация как высшая ценность.
Всеобщее образование.
Что в этом плохого?
И еще заметьте, что герой повествования (к сожалению, не знаком с его творчеством) был активистом НАЦИОНАЛЬНОЙ партии “Милли Фирка”. То есть газета правильно назвала Герай-бая именно националистом.
Нация в современном понимании это – совокупность постоянных легальных жителей определённой страны вне зависимости от их расовой и этнической принадлежности. (Человечество, как известно, делится на расы, этносы и нации). Поэтому татары – не нация, а этнос. Если бы они были нацией, они были бы приняты в ООН. Нацией они были во времена существования Крымского ханства. Кое-кто надеется на его восстановление, но эти надежды тщетны. Существование меджлиса, т.е. парламента крымско-татарского народа – правовой абсурд. Пантюркизм, т.е. идеология и политическая практика, имеющая целью идеологическую и территориальную экспансию османской нации и государства, возврат к временам господства Турецкой Империи на большой части Евразии (включая Крым) угрожает суверенитету и территориальной целостности многих государств и самому существованию населяющих их наций и этносов, должен быть объявлен вне закона, а действия пантюркистов – преследоваться в уголовном порядке.
Патриотизм и национализм – это разные вещи. И одно не обязательно подразумевает другое. Если упрощать, то патриот – это тот, кто любит свою родину, а националист – это тот, кто любит свой народ.
А есть ещё шовинизм. Шовинист – это тот, кто считает, что его народ по определению лучше всех остальных.
Патриотизм и национализм – это хорошо. Шовинизм – плохо.