Рассеянцы в Крыму
Это лето отметилось сообщениями о нетипичных конфликтах россиян с крымчанами. Дискуссии о цене и качестве отдыха шагнули из СМИ на улицы, и теперь в «пророссийском» Крыму можно услышать «Чемодан-вокзал-Россия». Что же происходит?
В начале июля на городском форуме Керчи местные жители посоветовали отдыхающим из Саратова «валить в Судак, Ялту или на Колыму». В ответ на недовольство саратовцев работой местного транспорта им напомнили, что Керчь вообще-то – город «металлургов и рыбаков, а не проституток». Россияне услышали много интересного в свой адрес. В частности, о том, что транспорт переполнен «спесивыми рожами» как раз из-за таких, как они.
Чуть позже в этом же месяце июле мэр Феодосии лично извинился перед отдыхающими из РФ за хамство и обдираловку. Его угораздило пройтись по набережной, где он лично стал свидетелем, как в магазине двум теткам посоветовали «убираться в Россию». Теткам было вдвойне обидно оттого, что они оказались родственницами мэра Кронштадта.
Двух эпизодов, конечно, маловато для обобщений в масштабах полуострова. Но ведь об особенностях отдыха в Крыму все знают, не так ли? Это просто индикаторы, что латентная война обслуги с туристами в Крыму вышла за рамки холиваров в СМИ и в Интернете. Причем с туристами именно из России. И в причинах этого явления стоит разобраться.
Первая реакция: «Да они там что, совсем чокнулись? Туризм же их кормит». В памяти сразу всплывают сравнения с Турцией и предложения либеральных экстремистов "заменить население Крыма" ради его же, Крыма, модернизации.
Да, крымчане, живущие с курортника, как правило, кормятся, блокируя доступ к творениям природы и памятникам истории, к которым сами имеют весьма слабое отношение. Да, они живут на ренту с того, что создано поколениями жителей всей Российской империи и СССР, нещадно эксплуатируя эти руины и редко создавая что-то новое. Но разве так живет не весь «постсовок», включая Россию?
А посему, раз уж с крымчанами все более-менее ясно (обслуга во всем мире не любит туристов, в разной степени это скрывая), я бы поговорил тут о повадках животного под названием "российский турист". Часто, между прочим, довольно неприятного. О том, почему это жвачное за границей ведет себя так, будто ему все должны — даже в горах Пакистана. О все более кастовом обществе в России, откуда на дешевые моря часто едут бедные "шудры", которым так приятно самоутверждаться перед еще более бедными жителями третьего мира. О том, что именно поэтому арабы в Хургаде омерзительно фамильярны, а милейшие тайцы в Паттайе матерятся как сапожники. О том, что именно поэтому в дальнем зарубежье русские стыдятся соотечественников. Наконец, о том, что многие москвичи заигрались в «метрополию» и в родной глубинке — за что их по всей остальной России-матушке тихо ненавидят. А это уже совсем не курортная история.
Летом прошлого года запомнился репортаж коллеги из Севастополя. Местные стоят на площади Нахимова с лозунгами в защиту языка и идентичности, а приехавшие отдыхать россияне прут мимо на пляж. "Держитесь, мы вас не бросим!" — не останавливаясь, сообщают они. "Вы нас уже давно бросили, — отвечают севастопольцы, которые еще лет пять назад зашлись бы от восторга, — идите своей дорогой!".
Если разобраться, эта реплика отличается от грубых наездов в Керчи и Феодосии только стилем. Содержание одинаковое: обида на бросившую миллионы соотечественников Москву, на равнодушно-потребительское отношение соплеменников.
Одно дело, когда так ведет себя заведомый чужак, немец или англичанин. И совсем другое, когда видишь чужака в родственнике.
Об этой обиде рассказал недавно русский эмигрант, владелец небольшого турагентства из Доминиканы. "Мне трудно пришлось поначалу, ведь я тут никому не нужен. Но переживать эту ненужность здесь было легче: тут я заведомо чужой. Гораздо обиднее было ощущать, что я никому не нужен, на родине. Ведь в России сейчас люди никому не нужны — ни государству, ни друг другу".
Так что это еще вопрос, кто тут "более русский" — крымчане, которых ревнители модернизации предлагают выселить за экономическую неэффективность (привет Юргенсу), или чванливый быдлотурист из РФ.
В крымской разрухе он видит не местастазы общих болячек, не тень утонувшей "Булгарии", а только "некачественную услугу". Это на родине он почти коммунист: злобно шипит на кухне по поводу реформы ЖКХ, платного здравоохранения и образования. А тут, в «третьем мире», это рыночный фундаменталист и барин. «Бедно живете? Так работать надо больше, батенька! Да, да, крутиться, вкалывать! Вот я, например…». Обычно так говорит какой-нибудь мелкий чиновник или средней паршивости менеджер из супермаркета.
На форумах такую публику обычно относят к категории "рассеянцев". Этимология этого стебного термина непознаваема, но у меня он ассоциируется с глаголом "рассеивать". Это продукт распада национального характера в условиях нефтяной демократии. А в эпоху распада идентичность лучше сохраняется, как известно, «в провинциях у моря».
Так что жителям крупных российских городов, которые едут отдыхать в Крым и вообще куда-либо в бывшем СССР, можно пожелать честности. В первую очередь, перед собой.
Если вам комфортно в образе «чистого потребителя», можно из него не выходить. В конце концов, когда с тебя дерут полторы тыщи рублей в сутки за курятник, какая разница, сколько хозяину приходится отстегивать чинушам и бандюкам, а сколько за воду и свет — все одно противно. Но признайтесь: вы же знали, куда едете. Ведь постсоветская жизнь везде устроена примерно одинаково, и вменяемый взрослый не может этого не понимать. Если за что-то приличное под Москвой лупят втридорога, а бюджетный отдых в этих местах включает пешее эротическое путешествие и драку – значит, плюс-минус то же самое ждет вас и в Крыму, и в Сочи, и на Иссык-Куле. И раз уж вы все равно туда претесь, значит, вас влечет не потребительский инстинкт, а что-то еще.
Может быть душа, наличие которой вы так тщательно скрываете?
Виктор Ядуха,
Все это имеет место, поэтому в Крым больше и не езжу, хоть это и моя Родина. К сожалению наблюдал и абсолютно свинское поведение некорых соотечественников и в дальнем зарубежье. Но генерализировать не надо.