Сергей Куницын о макеевских, крымском менталитете и национальной автономии
Дважды экс-премьер-министр Крыма, бывший глава Севастопольской горгосадминистраци, лидер "афганцев" автономии Сергей Куницын на последних выборах вошел в список партии Виталия Кличко "Удар". В интервью "Экономической правде" он рассказал о своих отношениях с действующей властью и олигархом Дмитрием Фирташем, трусливости крымской элиты и достижениях "макеевских".
О выборах и давлении регионалов на "афганцев"
- ... Мне кажется, в некоторых "высоких кабинетах" сильно просчитались, они до конца не верили, что в среде "афганцев" возобладает идея поддержать "УДАР".
Очевидно, со способностью делать правильные выводы у этой власти совсем плохо. Ведь "афганцы" пошли на штурм парламента не от хорошей жизни.
Парадокс в том, что при "оранжевой" власти у "афганцев" было гораздо больше полномочий, был госкомитет по делам ветеранов, не урезали остатки льгот для инвалидов и матерей погибших.
У меня было ощущение, что власть из нас хотела сделать технический проект. После штурма нас реально испугались, потому что мы организованная сила, которая по тревоге может собрать 10-20 тысяч весьма подготовленных людей.
И, очевидно, у кого-то появилась идея использовать "афганцев" "в темную". Но мы все это просчитали и пошли совсем другим путем, чем очень изменили политический ландшафт накануне выборов.
Из-за этого после подписания соглашения с "УДАРом" на меня оказывалось страшное давление. В Крыму господин Могилев собрал за моей спиной руководителей районных ветеранских организаций и открыто потребовал снять меня с должности председателя крымских афганцев.
Мэр, глава администрации, министр вызывали городских и районных председателей нашей организации, на стол ложился подготовленный протокол: разорвать соглашение с "УДАРом", выразить недоверие Куницыну и снять его.
Я вынужден был собрать внеочередное правление крымского союза ветеранов Афганистана, политсовет нашей "афганской" партии и поставить вопрос о доверии ко мне. Получил единогласное доверие.
Об отношениях с олигархом Фирташем
- Этот вопрос уже становится банальным. Мы действительно в жизни дружим с Дмитрием Васильевичем. Но мы не ресурсами политическими дружим с ним, а по-человечески. Я ценю эту дружбу, потому что мы способны в трудную минуту друг другу подставить плечо.
А что касается политики, то я - состоявшийся человек, состоявшийся политик. Я был премьер-министром автономной республики, был губернатором, мэром, депутатом.
Поверьте, если бы стоял вопрос, что меня куда-то кто-то воткнет, и я буду должен по свистку что-то делать, я просто не пошел бы в депутаты. Какой смысл? Это можно применить по отношению к человеку, который новичок в политике, но не ко мне...
О крымском менталитете
- ... Мы должны понимать: 70 лет назад из Крыма выселили сотни тысяч татар, греков, болгар и привезли людей из России и Украины. Вследствие подобных масштабных переселений народов там образовался очень сложный ментальный "замес".
Это конгломерат советского человека. Я, крымчанин, из Симферополя перешел работать в Севастополь, и оказалось, что это совершенно другая ментальность, совершенно другая среда. Даже в рамках одного полуострова.
В Крыму нет устойчивой, сложившейся общности людей. И я могу сказать, что из всех, кто правил Украиной, пока лучше всех Крым понимал Леонид Кучма.
О представительстве президента
- ... Посмотрите, что у нас происходит в Крыму: практически смяли собственно крымскую элиту. У нас теперь там сотни, а то и тысячи людей, приехавших из Макеевки и Донецка еще со времен Джарты.
Кстати, я думаю, что еще одна из причин, почему меня уволили (с должности постпреда Президента Украины в Крыму - Прим. Ред.), это то, что я жестко противился подобному "обновлению" кадров. В свое время, когда я пришел работать в Севастополь, я с собой привел лишь пять человек. И то меня знаете как долбали?
А теперь, когда сотни и тысячи людей в правительстве, в мэриях, во всех руководящих структурах приезжие? Как они могут понять местную специфику и эффективно решать проблемы?
Крымская элита сейчас подавлена, но она не умерла, и уже не тихо сопит - она уже рычит и возмущается. Просто осталось мало людей, которые имеют собственную точку зрения. А как следствие, сильно нивелирован статус автономии. Но при этом возникают другие серьезные риски.
Когда я работал представителем президента, Кучма как себя вел: есть крымский спикер, есть крымский премьер, есть представитель президента.
Он своего представителя всегда ставил вровень во всех мелочах. Начиная с того, что у представителя президента была охрана, как у спикера и премьера, заканчивая тем, что на всех совещаниях представитель президента сидел в ряду с премьером и спикером, и его голос имел такой же вес.
А сейчас представитель президента что есть, что нету. Есть здание, есть должность, но что они делают - вообще не понятно.
Представительство президента создавалось тогда, когда Крым пытался отделиться от Украины. И чтобы избежать подобного развития событий, в любой момент представителя президента могли бы сделать главой исполнительной власти, со всеми надлежащими полномочиями.
Сегодня представительство президента, по сути, ниже плинтуса. Хотя я считаю, что это должен быть центр выработки стратегических подходов и рекомендаций по межнациональным отношениям, по инвестиционным делам.
Сейчас политика по отношению к Крыму изменилась. Раньше Крым пытались поднять. Я всегда говорил, что у Крыма и Севастополя есть два неоспоримых преимущества: флот и этническая ситуация. Под это всегда можно вытребовать у Киева ресурс, что мы и делали.
И не надо Крыму бороться за политические права – и так есть автономный статус. А вот экономическую составляющую конституции Крыма можно и нужно было развить.
О Севастополе
- Я считаю, что Севастополь – это украинский Сингапур. Сингапур по стартовым позициям просто ничто по сравнению с Севастополем. А тут порты, аэропорт, природа, исторические памятники, инфраструктура, все.
В 1973 году в Сингапуре лягушки квакали, железных дорог не было, вообще ничего не было. Сегодня это мировое экономическое чудо. Так что - мы не можем подобное чудо создать? Можем! Нужно просто знать, как это сделать.
О крымской элите
- Крымская элита, в первую очередь, это люди, которые воссоздавали автономию. Отец крымской автономии - это Николай Васильевич Багров. Ректор университета, последний первый секретарь обкома партии. Человек, который нашел бескровную формулу, как оставить Крым территорией Украины - дать ему автономный статус.
Есть прослойка людей в Крыму, мэры городов. Скажем, в Евпатории Андрей Даниленко уже 25 лет мэр. Это "волкодав". Человек, который способен быть губернатором, министром Украины. Мэр Керчи Осадчий.
Но их сознательно раздробили, раздавили, и эта элита сегодня как целостный организм отсутствует. Можете себе представить, что из Крыма все приехали в Донецк или Луганск и там захватили всю власть? Это невозможно. А Крым, увы, позволил с собой это сделать... Из-за политической трусости.
О "макеевских"
- ... Я задаю себе вопрос: что эти ребята сделали в Крыму? Они не могут похвастаться ни одним масштабным объектом. Да, что-то газифицировали, где-то дороги строили. Но опять таки: на 1 миллиард отремонтировали дороги, но их делали в декабре-январе-феврале. Эти новые дороги весной "полетели".
Получили для Крыма субвенцию на 1 миллиард гривен на социально-экономическое развитие. 24 области, Киев и Севастополь при этом получили ноль. Ну, на миллиард можно же было очень серьезные вещи сделать. Я не понимаю, почему не было каких-то значительных объектов? Для меня это загадка.
О крымских татарах
- Период самых тяжелых "боевых действий" мы, слава Богу, пережили. Я вспоминаю 1999-й, когда 50 тысяч людей пешком пришли в Симферополь. Тогда мы стояли фактически на гране гражданской войны. Тем более, в Чечне тогда шла война, и это влияло на крымских татар. Мы большими усилиями избежали конфликта.
Вот тогда Кучма проявил мудрость. Было совещание, когда отдельные представители государства и силовых структур настаивали на силовом решении проблемы. Тогда была бы беда, залили бы Украину кровью.
Надо отдать должное Леониду Даниловичу, он тогда не пошел на поводу у "ястребов" и президентским указом создал Совет крымскотатарского народа при Президенте Украины.
Сейчас совет представителей не работает. Татар решили расколоть, ввели туда людей, которые представляют общественные организации по 10-20 человек. Таким образом пытаясь Меджлис отодвинуть, размыть.
По отношению к Крыму должна быть государственная программа и концепция. Она может быть в открытом и закрытом вариантах. Государственная концепция этнополитики. Какие-то вещи можно предать гласности, какие-то нет.
Но совершенно очевидно, что крымские татары эволюционным путем стремятся к автономии. Они прекрасно понимают, что процент их населения растет, уже есть районы, где их больше 30%, а есть сельсоветы, где их больше 50%.
У них уже очень много представителей в органах власти, местных советах, правоохранительных органах. Татары понимают, что при таком подходе государства через какое-то время все само собой придет.
...Нет, их устраивает быть в составе Украины. Но сейчас Крым имеет автономию по территориальному принципу, а они преследуют цель национальной автономии.
О религиозном экстремизме
- А вот Хизб-ут-Тахрир и прочие организации наше государство упустило. Я дружу с экс-президентом Ингушетии Русланом Аушевым. Он много рассказывал о том, как в Чечне война происходила. Я устраивал ему встречи с активом Меджлиса крымских татар, где он пользуется большим авторитетом.
Аушев предупреждал еще лет десять назад и власть, и сам Меджлис, что если только вы допустите появление радикалов, фундаменталистов, хизбов - быть беде.
Допустили. Это очень серьезно и очень жестко построенные организации, где люди разбиты на пятерки и даже не знают друг друга. Я, по роду своей службы, детально владел этой ситуацией и могу сказать, что это очень плохие симптомы.
...Хизбы уже несколько раз предпринимали попытки захватить главную мечеть Крыма и мечети в городах и районах. Муфтият против этого, и Меджлис против этого.
Но вопрос в том, что численность хизбов растет среди крымских татар. Они же из мусульманской среды черпают, не из славян.
О казаках
- Вы знаете, среди казачества очень много ряженых - и в Крыму, и в целом в Украине. У них были какие-то всплески, когда они росли. Я не расцениваю казачество как какую-то серьезную силу, способную что-то решать.
По материалам Экономической правды
Бегелц, прилюбой власти себя продать умеет
Но тем не менее вектор соблюдает….
ты же сам пёс и упустил радикалов,видать некогда было смотреть в ту сторону,-надо было вкупе с жидами крым грабить.
Еще под афганца канает. Простая политическая проститутка. Где только не пытался примазаться. Теперь его боксер подобрал, как мусор.
к сожалению, и среди нас есть проститутки и подонки, как это не прискотбно.