Царская неохота, или почему крымские земли Януковича вернули народу



История, приключившаяся с возвратом охотугодий площадью почти в девять тысяч гектаров на ЮБК, закрепленных более года назад за "охотниками Межигорья" — обществом охотников и рыболовов "Кедр", имеет право именоваться необыкновенной, невероятной, фантастической и просто из ряда вон.

Логотип Зеркало неделиЭто когда же в нашей стране добровольно возвращалось то, что было нагло взято людьми, приближенными к президенту, для благ, ему предназначенных?! По сути, имеем дело с прецедентом, условно говоря, односторонней добровольной реституции, притом что два иска, поданных общественными организациями об отмене решения ВР Крыма о закреплении охотугодий за "Кедром", проиграны вчистую, и один еще ждет кассацию. Конечно, ни в собственность, ни в аренду массив угодий в Большой Алуште VIP-охотникам не предоставлялся. Это невозможно даже в нашей нынешней стране. Но кто знает, может быть, именно это обстоятельство — невозможность дальнейшей приватизации, подкрепленная широким негативным резонансом от такой наглости, и стала причиной добровольного отказа от новой "заимки" для царской охоты клуба друзей президента Януковича? Или это уже начало "отмывочной" кампании в преддверии выборов-2015?

Как уже широко известно, учредителями общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Кедр" в 2008 году выступили Юрий Бойко, Владимир Демишкан и Сергей Тулуб, на момент передачи охотугодий в Крыму занимавшие, соответственно, должности министра топлива и энергетики Украины, главы Госслужбы автомобильных и губернатора Черкасской области. Сам клуб "Кедр" был прописан по одному адресу с резиденцией Виктора Януковича "Межигорье" в Новых Петровцах. Теперь стоит сделать поправку: в сентябре 2012 г. при тех же учредителях "Кедр" сменил адрес регистрации, но он тоже знаковый: улица Ленина, дом 2 в селе Сухолучье Вышгородского района Киевской области. Именно по этому адресу находится Днепровско-Тетеревское государственное лесоохотничье хозяйство — то есть охотничья резиденция Виктора Януковича, заметно благоустроенная и упакованная в последние годы.

"Домой" вернулся и руководитель общественной организации "Кедр" Николай Гордейчук, ранее возглавлявший Днепровско-Тетеревское хозяйство.

Именно с Николаем Гордейчуком крымский премьер Анатолий Могилев, по легенде сообщения пресс-службы Совмина Крыма, и вел переговоры о возвращении девяти тысяч гектаров угодий в пользование автономии. Напомним, что 8836 га охотугодий, закрепленных за "Кедром", — это земли ГП "Алуштинское лесное хозяйство", НПАО "Массандра", ПАО "Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод" в пределах Маломаякского, Изобильненского сельских советов и Партенитского поссовета. Угодья протянулись от мыса Аю-Даг по морскому побережью до границ Алуштинского горсовета и по границе Крымского природного заповедника до горы Чатыр-Даг; с севера — по границам Крымского природного заповедника, ГП "Симферопольское лесоохотничье хозяйство" до автодороги Симферополь—Алушта.

Официальная легенда называет две основные причины возврата Крыму этой красоты и богатства, в которые верится с трудом. Первая — обращения общественности, вторая — невозможность управлять угодьями издалека, то есть, как мы знаем, с Сухолучья.

Дословно:

Анатолий Могилев: "По вопросу охотугодий поступали многочисленные обращения граждан. В этой связи мы провели ряд рабочих встреч с руководством организации "Кедр", в результате чего достигнута договоренность о добровольном отказе от права пользования угодьями".

Николай Гордейчук: "…В связи с удаленным нахождением руководства принято решение, что более целесообразным и эффективным будет управление охотугодьями из Крыма".

zemli kedraНеубедительность озвученных причин может объясняться чем угодно — даже отсутствием времени на то, чтобы придумать что-то более правдоподобное (о честном не говорим). Возврат угодий происходит так же молниеносно, как их закрепление за "Кедром". Тогда вся процедура — от обращения общества в Рескомлес Крыма до решения ВР автономии, между которыми необходимо было получить кучу согласований, решение правительства, рассмотрение в постоянных комиссиях, уложилась в период с 9-го по 21 декабря. Если вычесть выходные, то за девять рабочих дней. Теперь, похоже, гонят лошадей, чтобы поспеть к ближайшему заседанию ВР автономии — 27 марта. Но согласитесь, какая-то недосказанность сквозит в приведенной цитате директора "Кедра". Такое впечатление, что охотники останутся те же, — просто управлять угодьями и, подразумевается, содержать их будут "из Крыма".

Зато Анатолий Могилев четко дал понять, что за один разговор с "руководством организации "Кедр" вопрос возврата решен не был, проведено ряд встреч, хотя, казалось бы, чего тут разговаривать: пост сдал, пост принял — была бы, как говорится, политическая воля. Но супер-новость озвучили так, что вроде бы при всем при этом Виктора Януковича с ружьем рядом не стояло.

Между тем, известно, что после Совета регионов в пятницу у крымского премьера была назначена аудиенция у президента. Актуальных тем, для этой встречи — с полдюжины, но на поверхности в последние дни — две. Первая — заглаживание скандала с меджлисом, вызванного играми крымской власти с организацией Дня памяти жертв депортации (и тут Могилеву пока есть чем гордиться — он смог провести совместное заседание по подготовке к мероприятиям 18 мая). И окончательное глушение скандала с охотугодьями "Кедра", которые только новорожденный в стране не связывает напрямую с Семьей и лично охотником Януковичем.

Источники в крымской власти уверяют: за более чем год нахождения охотугодий в распоряжении "Кедра" ни В.Янукович, ни его сыновья здесь не бывали.

В это не так трудно поверить, понимая, что незамеченным там быть очень тяжело. Населенные пункты, разросшиеся в лес и в горы, вездесущие курортники и туристы (пешком, на велосипедах, мотоциклах, дельтапланах, лошадях), самозахваты и узаконенные новостройки целыми городками. При том скандале и общественном интересе, сопровождающем эту тему "с рождения", при том протесте, вызванным закреплением угодий такой площади и в таком месте у местных жителей разных сословий (депутатов ВР Крыма пришлось ломать через колено — с третьего захода проголосовали), никакая царская охота здесь не светит.

А если Самому не надо — то зачем? Приватизировать угодья нельзя. Ну, не идти же путем Антона Пригодского, взявшегося было строить для Виктора Федоровича элитный гольф-клуб над Гурзуфом, под который щедро нарезали земли без разбору: лавандовое поле с "крепостными" — в границы клуба попало и село. Да и Могилев — осторожный в этих делах человек. Одно дело — отдать угодья, когда он взял под козырек, подпортив свой премьерский старт в Крыму. Другое дело — теневые и лобовые схемы приватизации, от которых уже не отмоешься. Пример тупой прыти подчиненных министра АПК Николая Присяжнюка, кинувшихся угождать Семье развалом Южнобережного отделения "Магарача", эвакуацией в неприспособленные помещения уникальной научной винотеки, остановкой исследований ученых, уничтожением экспериментальной площадки в Отрадном рядом с "Чайным домиком Януковича" — вызвал такой резонанс и, говорят, недовольство президента, что крымские начальники должны были бы задуматься: а чем аукнется в этот раз?

Отсюда следующий вопрос-версия: если приватизировать угодья нельзя, зачем тратить деньги на их содержание?

Не ух ты какие, конечно, на поверку оказались вложения элитного клуба. Огромными инвестициями, о которых год назад рассказывал А.Могилев, пока не пахнет: официальные источники называют сумму от 720 тыс. грн до 1,3 млн. Последнюю цифру озвучил председатель рескомлеса Крыма Игорь Кацай, очень сожалеющий, что "Кедр" уходит: за год на охрану и воспроизводство охотничьих животных, по его словам, общество потратило в 72 раза денег больше предусмотренного законом минимума. Расселили 1300 фазанов и 60 уток, построили вольеры для разведения парнокопытных и сотни кормушек.

А то, что туристов там в лес не пускали или запрещали лесникам проводить маркировку официально утверждённых туристических троп и маршрутов (выявленных недавно спасателями во время поиска в горах заблудившихся студентов!), так это сейчас быстро все исправят.

Если разделить озвученные 1,3 млн. грн. на год и три месяца, в течение которых 9 тыс. га были в распоряжении "Кедра", то получится 86 тысяч с хвостиком гривен в месяц. Для таких людей как Ю.Бойко, В.Демишкан и С.Тулуб эта сумма да на троих — просто мелочь, а не инвестиции. Поэтому звучащая от некоторых крымских начальников версия о неподъемной дороговизне такой "игрушки" тоже не убеждает.

Народный депутат Украины Александра Кужель, бывшая в пору передачи "Кедру" угодий депутатом ВР Крыма, выступала против такого решения, озвучив имена и учредителей, и покровителей общества охотников и рыболовов. Затем, учредив общественную организацию "Движение за качество власти "Кедру — НЕТ!", пошла с исками в суды, требуя отмены решения ВР Крыма, принятого в нарушение регламента и нарушающего права граждан.

Ситуацию с добровольной сдачей угодий Кужель называет просто — "не смогли проглотить!".

"Все-таки и наши иски, и письма людей, и выступления в СМИ — помните, о том, что грибников в лесу с автоматами охрана встречала — не могли не вызвать реакцию недовольства у президента такой деятельностью "Кедра", — допускает А.Кужель.

Добавим здесь, что этот резонанс был многократно усилен загадочными событиями в границах охотугодий — самоубийством мэра Малого Маяка Леонида Малыка и бегством за пределы страны мэра Лучистого Юрия Мамчина. Расстрел мэра Симеиза Кирилла Костенко опять поднял в СМИ бэкграунды всех крупных отводов земли на побережье. А продавливание "расширения границ" Ялтинского горно-лесного заповедника путем отнимания 700 га на ЮБК и присоединение взамен Куйбышевского лесничества, уже вызвало акции протеста.

Вместе с тем, говорит Александра Кужель, вполне возможно, что вскоре пройдет передел земель тех же угодий, но в другом виде и размерах. "Я вполне допускаю, что они просто решили немного переждать. А затем эти земли, по аналогии с землями заповедника в Ялте, присоединят к населенным пунктам под предлогом того, что надо расширять их границы для развития. И затем эти земли уже пойдут под застройку", — считает Александра Кужель.

Версия вполне жизненная. Как и все вышеперечисленные. Скорее всего, истинная причина столь диковинного для нашей страны события как возвращение народу уже огороженных тысяч гектаров земли у моря — в миксе этих версий. И свои деньги никто тратить не хочет, пусть, пока нельзя "проглотить" — бюджет потянет, а там видно будет. И впереди 15-й год — надо уже начинать заново "слышать каждого". Особенно если их много, и они уже не просят, а требуют. Так что граждане, если вас грабят — кричите громче!

Валентина Самар, Зеркало недели








Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом