Язык крымских татар умирает



Пока "профессиональные русские" якобы защищают "права русскоязычных", которые и без того им обеспечены, язык крымских татар исчезает. Ведет его в могилу равнодушие народа. Апатия соотечественников ведет национальную культуру к ассимиляции и фактической смерти. Если ситуация будет развиваться так и далее, то лет через двадцать-тридцать язык коренного населения полуострова исчезнет. В лучшем случае на крымскотатарском будут разговаривать только пожилые люди и кучка интеллектуалов, которым "за нацию стыдно".

gazeta ua logoОбщественные активисты и представители крымскотатарского меджлиса обвиняют то государственную языковую политику, то местные власти, которые, мол, делают все, чтобы крымскотатарские учащиеся не учили язык предков. Да, национальные стереотипы никуда не исчезли. Они есть в каждом обществе, но вопрос в другом. Язык народа будет существовать до тех пор, пока есть люди, которые на нем разговаривают. Допустим, директора школ специально ставят язык пятым или восьмым уроком, или формируют расписание так, чтобы параллельно с татарским шла математика или физика. Конечно, ученик, который планирует поступать в технический или экономический вуз, пойдет на математику. Родители об этом знают, но ничего не делают. Этому трудно найти объяснение.

В начале 90-х годов, когда народ возвращался в Крым, людей больше заботили материальные вопросы: как построить дом, одеть и накормить детей. Такими проблемами были озабочены не только крымские татары. Сейчас, как бы там ни было, ситуация лучше, но приоритеты остались неизменными.

За 20 лет в Крыму не было ни одного случая, чтобы родители-крымские татары пришли под здание райгосадминистрации или республиканского министерства образования с требованием, чтобы их детей учили на родном языке. Хотя поводов было достаточно. Вместо этого мы видим какие-то непонятные "шествия" так называемых казаков с флагами династии русских царей Романовых и политическую возню вокруг введения второго государственного языка.

Собственные культурные права защищают кто угодно, только не крымские татары. Их больше интересует, как построить вонючий шалман на побережье и торговать там самсой или чебуреками.

Пренебрежение к языку проявляется везде. Первое, что бросается в глаза: русско-татарский суржик. Он стал главным средством для общения в национальной среде. Незнание крымскотатарского уже норма, к которой привыкли. Деды и бабушки еще пытаются что-то сделать, но их голоса звучат все тише.

Один эпизод запомнился мне на всю жизнь. На дворе был 1996 год, мне тогда было одиннадцать. Дедушка на улице разговорился с ребятами. Он говорил на родном языке, они отвечали на русском. "Почему вы не говорить так, как родители?", - спрашивает он у них. Парни развели руками: "Мы крымскотатарский только понимаем. Общаться не можем". Ребята ушли, дед проводил их с грустью на глазах. Затем повернулся ко мне и жестко сказал: "Закир, чтобы я никогда не слышал от тебя таких слов. Это собаки "понимают, но говорить не могут". Нужно быть человеком, потому что человек живет там, где его Отечество, земли предков, а собака - там, где кормят".

Раздражение деда можно понять. Его, семилетнего мальчика, сталинская репрессивная система в одночасье превратила во "врага народа", ограбила, отобрала дом и родной край, бросив в марийские леса. Далее были годы жизни на чужбине. Надежда вернуться в Крым согревала душу даже в самые тяжелые мгновения. И этот светлый день настал - крымские татары вернулись. Да, что-то делают для возрождения национальной культуры, есть крымскотатарский театр, библиотеки, музыкальные ансамбли, но молодежь интересуется этим мало.

В Крыму действуют 15 школ, которые называют "национальными". Название - формальность. Чем "национальная" отличается от обычного среднего учебного заведения? Тем, что в ней на неделю приходится два часа на крымскотатарский язык, и столько же на литературу. И все! Фактически разницы никакой нет. Дети идут в школу, не зная языка.

Самое страшное то, что родители пишут заявления с просьбами не учить детей на крымскотатарском языке, мол, ребенок будет "плохо знать русский или украинский".

В школах Крыма учатся около 35 тысяч крымских татар, каждый пятый из них вообще не учит родной язык - даже на факультативах. На южном побережье ситуация аховая. Родной язык там учат примерно 150 учеников. Наши политики об этом хорошо знают. Постоянно говорят, но дальше слов речь о языке не идет.

Закир Закиров, Gazeta.ua








1 комментарий

  1. Асан:

    Да…. Все верно.

Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом