В США теперь можно купить чужой судебный иск



В США относительно недавно появилась практика альтернативного финансирования исков, которая подразумевает, что услуги адвокатов оплатит сторонний инвестор, за что в случае успеха потребует фиксированную долю компенсации.

Этот финансовый инструмент все чаще используют как частнопрактикующие, так и корпоративные юристы. Следовательно, теперь, чтобы повысить шансы выиграть в суде сложное дело, не нужно тратить собственные средства на команду топовых специалистов.

Фирмы-бутики пользуются спросом

Второй ежегодный опрос, проведенный в конце 2013 г. Briefcase Analytics по заказу инвестиционной компании Burford Capital показал растущую популярность практики альтернативного финансирования исков. Так, в каждой пятой юрфирме есть хотя бы одно дело, требующее вложений со стороны.

Были опрошены 532 респондента: 313 частнопрактикующих юристов и сотрудников фирм, 74 штатных юриста корпораций и 45 руководителей финансовых департаментов крупных и средних компаний, которые юристами не являются. Оценивая данные, следует иметь в виду, что инвестиции в гражданские иски — основное направление бизнеса Burford Capital. Заданные респондентам вопросы свидетельствуют о желании сделать акцент на положительных сторонах этого сравнительно нового направления инвестиций, вызывающего немало споров в юридическом мире.

Большинство участников опроса, описывая общую экономическую ситуацию в своем деле, предсказуемо указали на проблемы в области финансов. Так, юридические фирмы в 77% случаев сталкиваются с требованием клиентов предо­ставить скидки, в 68% — испытывают необходимость в расширении бизнеса, в частности для выживания в условиях усиливающейся конкуренции, которую ощущают 63%.

У юрдепартаментов корпораций следующие проблемы: их руководство обращает внимание на контроль расходов (75%) и ограничивает бюджет департамента, например, на работу со сторонними фирмами (73%). Поэтому в 46% случаев штатные юристы стремятся получить скидки на услуги юридических контрагентов.

У финансовых департаментов схожие цели: они также должны следить за расходами (81%), и — что непривычно — 51% задумывается о снижении юридических расходов компании. Традиционно работа штатных юристов была чем-то вроде черного ящика, и от них требовалось только добиваться нужных результатов. Финансовые менеджеры тоже говорили о желании уменьшить число юристов сторонней фирмы, занимающихся их делами (26%), и о необходимости получить от нее скидки (также 26%). Тем более, что сейчас все чаще практикуется предоставление бесплатной юридической помощи онлайн.

54% штатных юристов сообщили, что отказались от услуг больших юридических фирм в пользу фирм-бутиков (юркомпаний, специализирующихся на определенных узких отраслях права), объясняя это тем, что получают «качественную работу за меньшие деньги», а «тарифы крупной фирмы стали возмутительно высоки», в то время как в новой «лучше обслуживание», она «быстрее реагирует на наши пожелания».

Тезис о повышенном внимании к юридическим расходам корпоративных финансистов подтверждается ответами на вопросы о степени их вмешательства в работу коллег-юристов: 58% определяют, когда подготовить иск и когда его подать, 40% управляют юридическими расходами, стараясь их уменьшить, 36% устанавливают бюджетные ограничения для конкретных гражданских процессов, в которых участвует компания, а 24% контролируют выбор сторонних юристов или даже выбирают их самостоятельно.

Доля «знающих» увеличилась

О практике альтернативного финансирования исков знают практически все частнопрактикующие юристы — 91%. Из них 46% знакомы с концепцией (в 2012 г. таковых было только 40%), 26% знают кого-то, кто такой возможностью воспользовался (в 2012-м — 20%) и 7% сами привлекали деньги для решения споров (в 2012 г. — 9%). Кроме того, 12% имеют лишь смутное представление о самой идее (в 2012-м — 24%), а 9% впервые об этом слышат (в 2012 г. — 7%).

Ненамного хуже осведомлены и кор­поративные юристы — 85%. Однако обращает на себя внимание доля тех, кто понимает концепцию (44% в 2013-м, годом ранее их было 63%). Не очень понятно, куда делись 19%, ведь только 5% знают кого-то, кто такой возможностью воспользовался (в 2012-м — 8%), и 2% сами ею воспользовались (в 2012 г. — 4%). Вряд ли все они перешли в категорию «имеющих смутное представление», которых в 2013-м было 34% (против 21% в 2012 г.). Вероятно, это связано с выбором респондентов. И 16% ответили, что впервые слышат об альтернативном финансировании исков (в 2012-м — 4%).

Что касается главных финансистов компаний, то 75% знают о возможности привлечь стороннее финансирование для поддержки иска. Из них

34% знакомы с концепцией (в 2012 г. — 25%); 3% знают кого-то, кто такой возможностью воспользовался (в 2012-м — 3%); 3% сами ею воспользовались (в 2012 г. — 5%). Доля «знающих хоть что-то» увеличилась за год на 5% — до 34%, похоже, за счет «впервые услышавших» — их стало меньше на 13% (25% в 2013-м и 38% — в 2012 г.).

Судя по ответам, руководители фи­нансовых департаментов больше всего заинтересованы в популяризации такого инструмента привлечения денег: среди них 50% считают, что юрфирмы должны рассказывать о возможности стороннего финансирования с самого начала. Среди частных и корпоративных юристов с этим согласны 37% и 33% соответственно.

Качество иска за чужой счет

Частные юристы выделяют несколько преимуществ привлечения денег со стороны. 64% согласны, что благодаря этому инструменту подаются более качественные иски, которые иначе не дошли бы до суда, 55% — что его следует рассматривать лишь как одну из форм корпоративного финансирования, наподобие лизинга самолетов, и 65% — что это уравнивает шансы сторон, имеющих неодинаковые финансовые ресурсы.

У корпоративных юристов и фи­нансовых менеджеров, несколько иные приоритеты. Идею о том, что привлечение денег со стороны

«позволяет подавать качественные иски, которые иначе не дошли бы до суда», поддерживают только 42% штатных юристов и 38% финансовых управляющих. Руководители юротделов чаще (59%) соглашаются с частнопрактикующими коллегами, что «это лишь одна из форм корпоративного финансирования». В свою очередь так думают лишь 39% финансистов. Зато с предположением, что альтернативное финансирование уравнивает шансы сторон, имеющих неодинаковые ресурсы, согласны 57% корпоративных юристов и 61% финансистов.

Потребность в дополнительных де­нежных ресурсах у юристов за год практически не изменилась — 20% частных и 11% штатных юристов ответили, что у них «сейчас (то есть на конец 2013 г.) есть дело, которому стороннее финансирование пошло бы на пользу» (в 2012-м их было 20% и 10% соответственно). А вот у финансовых менеджеров таких дел в 2013 г. не было, хотя в 2012-м потребность в привлечении денег со стороны испытывали 11%.

Отвечая на тот же вопрос «Есть ли у вас дело, которому стороннее финансирование пошло бы на пользу?», но применительно ко всему опыту работы, а не только к текущему году, 68% частнопрактикующих и 35% корпоративных юристов сказали «да» (в 2012-м — 57% и 38% соответственно). Среди финансовых менеджеров таких оказалось 58%, при том что в 2012 г. их было только 22%.

Говоря о возможном изменении спроса на стороннее финансирование в ближайшем будущем, игроки рынка считают, что эта инвестиционная практика получила если не одобрение, то признание значительной части профессионалов. Так, 59% юристов в юрфирмах и 43% корпо­ративных юристов, а также и 57% корпоративных финансовых управляющих уверены, что спрос в течение ближайших полутора лет будет расти. Уменьшения ожидают лишь немногие — 7%, 4% и 14% соответственно, пишет Закон и Бизнес.








Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом