Винодел Алекперов: «Массандра» продана владельцу ЛУКОЙЛ?
Московская фирма «Элиас», по данным различных СМИ, принадлежащая Вагиту Алекперову, выиграла пилотные аукционные торги Республики Крым по приватизации сельскохозяйственных земель. Это произошла спустя два года после включения Крыма в состав России. По данным республиканского Министерства имущественных и земельных отношений, компанией было куплено приблизительно 36 гектаров виноградников, некогда относившихся к хозяйству «Массандра» под Гурзуфом. Об этом стало известно 10 февраля, и всех без исключения радетелей за судьбу крымского виноградарства беспокоит вопрос: попав в руки такого финансового зубра, как Алекперов, Массандра останется главным центром виноделия на полуострове, или будет отдана на откуп застройщикам?
Подробности первого российского аукциона
Разрешение на проведение торгов было отдано главой Республики Крым Сергеем Валерьевичем Аксеновым еще в первых числах декабря 2015-го. Согласно подписанному им приказу на торги был выставлен участок площадью 36,4 га с первоначальной ценой практически 150 миллионов рублей с аукционным шагом в 3%. Сам же тендер, возмутивший общественность, состоялся в конце января этого года. Хотя о его результатах стало известно намного позже.
В первых российско-крымских торгах приняло участие три компании: московская фирма и две волгоградские строительные компании. Победителем из аукциона вышел представитель Москвы – ООО «Элиас».
Лидер земельного аукциона выложил за участок с виноградниками немалые деньги – 163,16 миллиона. Кстати, для тех, кто любит попереживать за судьбу проданных земель: одно из условий передачи участка в частную собственность – его можно использовать исключительно с целью винодельческого хозяйства.
Крымские власти не раскрыли тайны, кто стоит за «Элиас». Но из данных СМИ следует, что эта фирма напрямую имеет отношение к Вагиту Алекперову. Первые подозрения появились именно из-за участия в аукционе волгоградских строительных фирм. Они-то точно являются подрядчиками «ЛУКОЙЛ». И даже зарегистрированы по одному и тому же адресу.
Связь «Элиас» и Вагита Алекперова: факт или вымысел?
Единственный официальный собственник ООО «Элиас» - Марина Романичева. Вторая фирма, основным акционером которой она является (75,01%), – ЦКА «Наше будущее». Вот тут и начинается связь, вызвавшая у прессы подозрение. Поскольку вторым владельцем Центра консалтинга и аутсорсинга является одноименный Фонд региональных социальных программ под руководством Вагита Юсуфовича. Кстати, Фонд еще является и основателем Центра.
Представители фирмы «Элиас» как и сама Романичева, и «ЛУКОЙЛ», и Фонд «Наше будущее», ко всему прочему, отказываются комментировать какую-либо информацию. Такая таинственность заслуживает подозрения? Вероятно, да, ведь дыма без огня, как мы знаем, не бывает.
К тому же, это далеко не все ниточки, связывающие Марину Романичеву с Вагитом Алекперовым. Итак, приготовьтесь усваивать раскрученную журналистами цепочку. Романичева – генеральный директор ООО «Улиас». Фирма, в свою очередь, находится в собственности Холдинга стратегического развития, который сам зарегистрирован в офисе, принадлежащем «ЛУКОЙЛу».
И еще одна деталь, вызвавшая шквал подозрений. ХСР также владеет такими фирмами как «Черноморье» и «ЛРВ». А им, как юридическим лицам, принадлежит еще одна крымская винодельня Château Côtes de Saint-Daniel, владение которой, кстати, тоже приписывают Алекперову. Так что это: реальное расширение хозяйства или земельные манипуляции? И почему все делается втайне и прячется за семью печатями?
Расширение виноградного хозяйства под Гурзуфом
Если взглянуть на карту Гурзуфа и его окрестностей, то все проясняется. Особенно, если учесть, чем сулит Алекперову открытая покупка земель в Крыму. Маячащие на горизонте санкции Европы и США вряд ли могут свидетельствовать в пользу прозрачного приобретения. Но, отойдем от политических распрей и вернемся к карте.
Участок с виноградниками, когда-то принадлежащими торговому дому «Массандра», соседствует как раз с небольшим и уже упомянутым хозяйством Château Côtes de Saint-Daniel. О том, что оно находится во владении российского бизнесмена, писали даже в авторитетном издании Forbes. Правда, утверждения эти были без ссылки на источники информации, но всё-таки их подтверждают собственники других виноградников.
На официальном сайте Château Côtes de Saint-Daniel тоже не всё чисто. Если заглянуть в раздел с историей, то можно увидеть нечто, вызывающее удивление. Идёт подробный исторический рассказ об основании винодельни в 20-е годы XIX столетия генерал-губернатором Воронцовым, дается справка об его взлётах и последнем падении, начавшемся в начале XXI века и тут…
Тут начинается провал в памяти «летописца». У инвестора буквально воскресившего винодельню, как птицу феникс из пепла, нет ни имени, ни фамилии. Хотя, казалось бы, человек, воссоздавший винодельню по архивным изображениям винного подвала, заслуживает, по меньшей мере, мимолетного упоминания о себе. Ведь без него бы в 2009 году не началась новая история вин Château Côtes de Saint-Daniel, которые теперь успешно участвуют во многих выставках.
Но если копнуть глубже, появляется намек на необходимость расширения. У винодельни всего лишь 19 га собственных виноградников. Сильно не развернешься. Особенно, если сравнить размеры территорий, которые находятся во владении других мастодонтов виноделия. Хотя, в тоже время Максим Шорников, являющийся директором по развитию Château Côtes de Saint-Daniel, отрицает возможность присоединения к землям хозяйства новых виноградников.
Непрозрачные торги по приватизации сельскохозяйственной земли
Казалось бы, бывшим массандровским виноградникам хватит уже простаивать, им нужен хозяин, но председатель Союза виноградарей и виноделов России Леонид Львович Попович возмущен. Его, как представителя виноделов всей РФ, не поставили в известность о старте приватизации виноградников полуострова. Также ему непонятна невероятно высокая стоимость – 4,5 миллионов рублей за гектар. Даже для Крыма это очень дорого, особенно в тех санкционных условиях инвестирования, в которых он сейчас оказался.
Реальная рыночная стоимость одного гектара виноградников в том же Краснодарском крае, по данным российских экспертов-виноделов из СВВР, – от 500 тысяч до 1 миллиона российских рублей.
По словам Леонида Львовича, сумма, заплаченная за виноградники фирмой «Элиас», может быть оправдана, если купленный участок будет использован не только в винодельческих целях. К примеру, если на нем будут вестись какие-либо строительные работы по возведению гостиницы или другой туристической инфраструктуры. И именно этот факт взволновал виноделов.
Перспективы винодельческого хозяйства Алекперова: Массандра должна жить
Безусловно, печально, что бывшие виноградники винного хозяйства «Массандра» ждет незавидная участь быть разорванными и распроданными по частям. Но, с другой стороны, за те участки, которые попадут в руки хорошим хозяйственникам и бизнесменам, можно только порадоваться. Это намного лучше, чем пребывать под неумелым руководством постоянно меняющихся директоров когда-то успешного завода вин. Лоза требует внимания.
Можно долго рассуждать, накручивать себя и окружающих, но всерьёз думать о том, что с Алекперовым, бывшие массандровские виноградники под Гурзуфом ждёт точно такая же участь, что виноградники Грузии, Молдавии, юга России и Крыма при антиалкогольной компании Михаила Горбачева в СССР – глупо. Тем более, так и не нашлось железного подтверждения тем фактам, что он имеет к их покупке отношение.
В то же время, по мнению многих экспертов, волнения вокруг этого вопроса напрасны. Условия передачи участка защищают его от строительства жилых или развлекательных комплексов. Использовать виноградники можно только под нужды винодельческого хозяйства. К тому же, такие инвестиции дают крымскому виноградарству дальнейшие позитивные перспективы развития. Скорее всего, данная сделка впоследствии положительно отразиться в целом на производстве виноматериалов и вина в Крыму.
Но, как бы то ни было, даже если и приобретенные «Элиас» виноградники принадлежат теперь Алекперову, то сама «Массандра» от этого никаким образом не пострадала, поскольку эти ее земли передали в ведение Управления делами Президента РФ сразу же после присоединения Республики к России. А Крым тем более ничего не потерял – дополнительные инвестиции в сложный переходной период региону не повредят.