Возвращение казаков (журнал Time о “казачьих” забавах в Крыму)



Не так уж много наций воинов дожило до наших времен. Викинги исчезли. Спартанцы исчезли еще раньше, а татаро-монгольские орды примерно с XIII века были не очень плодовитыми (скорее, даже саморазрушительными). Так что, если обычное времяпрепровождение нации - война, то у нее велика вероятность растерять слишком много людей, и для большей части миролюбивого мира это, возможно, хорошо. Единственным исключением, по крайней мере, в Европе, кажется, являются казаки - одержимые войной люди славянского происхождения с юга России, которые воевали с XVII века за царя, отечество или Русскую православную церковь. Они по-прежнему сильны.

логотип TimeНа прошлой неделе генерал Виктор Водолацкий, бывший сантехник, а ныне лидер современных казаков, прибыл в в труднодоступную долину на юге Украины, чтобы проинспектировать своих новых бойцов. Большинство из них  были моложе 15 лет, а некоторым и вовсе по 8. Но выглядели они довольно устрашающе, и если бы не их светлые волосы и явно славянские черты лица, эти несколько дюжин мальчишек в камуфляже вполне могли сойти за детей-солдат, готовящихся воевать где-нибудь в Африке. Даже у самых маленьких на ремнях висели охотничьи ножи, некоторые держали ружья, а один мальчишка с гордостью сжимал в руках игрушечный автомат Калашникова с прикрепленным к нему подствольным гранатометом. Над их головами рядом с украинским развевался флаг России. Водолацкий улыбался.

Будучи одновременно казаком и депутатом парламента от партии "Единая Россия", возглавляемой премьер-министром Владимиром Путиным, Водолацкий начал новый крестовый поход в типично казацком стиле. Он хочет распространить российскую гегемонию (снова) на весь славянский мир и, в частности, на Украину и Беларусь. Последние восемь лет атаман и его помощники вдалбливают это представление о "едином славянском государстве" в головы примерно 1500 новых кадетов, которых они тренируют в их лагере на Крымском полуострове, где базируются самые активные в Украине казачьи группировки.

Их последние выпускники, часть которых - казаки по рождению, другие - недавно посвященные – с должной воспитанностью внимали речь своего командира 10 августа. "Объединение славянского государства - это гарантия нашего будущего, - сказал им Водолацкий. – И дети, стоящие под этими казачьими знаменами, идеологически чисты, физически сильны и крепки в своей вере. Теперь вы должны служить примером молодежи, из какого бы города вы ни приехали".

Хотя напыщенность всего происходящего временами выглядела комично (некоторых мальчишек кажется больше впечатлил не Водолацкий, а мертвая змея, которую они обнаружили раздавленной под своей палаткой), украинским властям не до смеха. Они оказались в роли стороны, обороняющейся от нового наступления казаков, и им пришлось давать отпор.

В прошлом году организатор лагеря Сергей Юрченко, являющийся депутатом городского совета и представителем Водолацкого в Крыму, столкнулся с обвинениями в подготовке вооруженных повстанцев. (Эти обвинения, которые Юрченко отрицает, позже отпали из-за недостатка улик: милиция, приехавшая в лагерь в поисках оружия, нашла там только пневматические винтовки и холостые патроны). "Мы спрятали боевые патроны", - сказал Юрченко, признав, что в лагере они занимались стрельбой из настоящего оружия).

Но игра "Поймай казака" с тех пор только усилилась, так же как и отношения между Москвой и Киевом снова начали портиться. К разочарованию многих российских руководителей, казавшийся пророссийским Президент Украины Виктор Янукович не превратился в кремлевского лакея, чего от него многие ожидали. Придя к власти в феврале прошлого года, он несколько уменьшил враждебность, возникшую из-за Оранжевой революции 2004 года, когда Украина резко поменяла курс и сошла с российской политической орбиты. Например, спустя три недели после своей инаугурации он разрешил Водолацкому въезд в страну (прежняя власть объявила его в 2009 году персоной нон-грата за проведение казачьих митингов в Крыму). Больше того, после политических баталий с драками и метанием яиц в здании парламента Янукович продлил России аренду ее военно-морской базы в украинском порту Севастополь в Крыму.

Но после этого медовый месяц пошел на спад. Не меньше, чем его "оранжевые" предшественники, Янукович доказал, что является твердым защитником суверенитета своей страны, что часто вызывает досаду и разочарование в Москве. Он категорически отказался от предложения создать союзное государство, союзный парламент и таможенный союз с Россией и другими бывшими советскими республиками, а во время последней встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым 11 августа он снова отказался от интеграции энергосистем своей страны с российскими. Таким образом, казаки ясно уяснили, что "славянский союз" ничуть не ближе к включению в свой состав Украины, чем это было до оранжевой революции. Как следствие, в последние месяцы их кампании становятся все более навязчивыми и интенсивными.

В июле казаки впервые столкнулись с украинской милицией в Феодосии. Этот конфликт начался, когда местный казачий командир Константин Бораев решил без разрешения властей установить 8-метровый русский православный крест на въезде в город.

Как рассказал Бораев в своем клубе для местных казачьих детей, идея заключалась в том, чтобы поставить власть перед выбором. Если они уберут крест, это распалит страсти в русской православной общине. Если же не сделают ничего, то будет казаться, что они уступили требованиям казаков. "Мы одержали верх в любом случае", - говорит он.

В течение двух месяцев казаки охраняли крест и днем, и ночью, пока утром 1 июля милицейский отряд особого назначения не прибыл туда перед рассветом, вырвал крест из земли и распилил его пополам, отделив распятие от огромного металлического основания.

На следующий день к полудню на месте происшествия появились около сотни недовольных казаков со всего Крыма. Дождавшись приезда прессы, они подняли распятие, дополненное византийским изображением Христа, и использовали его в качестве тарана, чтобы разбить шеренгу милиционеров, которые охраняли место установки креста. В результате развязавшейся потасовки более дюжины казаков были избиты милицейскими дубинками, некоторых пришлось госпитализировать, но их цель была достигнута: украинские милиционеры предстали в глазах многих представителей русской православной общины в качестве жестоких вероотступников.

"Такие действия посылают эффектный месседж, и мы будем их продолжать, - говорит Виталий Храмов, один из наиболее известных в Украине казачьих старейшин. – Мы хотим, чтобы они поняли: государство Украина это мертворожденный проект, опухоль, которую украинцам надо удалить из своего тела … Мы - иммунитет от этой болезни".

Как командир радикального казачьего батальона "Соболь", чьи флаги украшали на прошлой неделе тренировочный лагерь, Храмов является одним из основных идеологов казачьего движения в Украине, и его проповеди достигают ушей многих мальчишек, посещающих казачьи лагеря. (Среди идей, которые он извергал во время интервью журналисту TIME, были мысли о том, что США это сатанинская нация, которой тайно руководит семья Рокфеллеров, и что евреи практикуют ритуальные жертвоприношения и занимаются некрофилией, и что политический герой Храмова - Владимир Путин - это будущий святой Русской православной церкви).

Он несколько раз сказал о том, что "бренд Храмова", под которым он подразумевает свою репутацию и идеологию, разрабатывался влиятельными людьми из московских политических кругов ("Я лишь пешка в гораздо более крупной игре", - сказал он). Но невозможно понять, сколько из всего этого является хвастовством. Украинские секретные службы, однако, решили проявить осмотрительность: они добиваются депортации Храмова - гражданина России - на его родину после того, как в прошлом году он был обвинен и оштрафован за разжигание межнациональной вражды. Храмов подал апелляцию на это решение суда (Среди всех прочих обвинений, которые следователи решили предъявить ему, есть и многоженство, что Храмов с готовностью признает. Этот человек ростом более 2 метров и с ладонями размером с обеденную тарелку говорит, что является отцом шестнадцати детей от пяти жен, с которыми он состоит в гражданском браке).

Во время последнего судебного заседания по его делу 9 августа в крымской столице Симферополе небольшой отряд одетых в форму казаков устроил демонстрацию возле здания суда. Рядом с несколькими дюжинами милиционеров, которые охраняли порядок возле казаков, стоял агент спецслужбы из подразделения по борьбе с терроризмом, который снимал сторонников Храмова на видеокамеру. "Я бы не стал называть их неизбежной угрозой, это скорее досадная неприятность, - сказал он журналисту TIME, назвав только свое имя Андрей. - Пока казаки не смогут вывести на уличные протесты более чем несколько сотен человек". Отвечая на вопрос о том, знает ли он источники их финансирования, Андрей сказал, что вряд ли это Русская православная церковь, которая, по его словам, слишком уважаемая организация, чтобы путаться с "хулиганами". "Скорее всего, - сказал он, - деньги поступают от казаков из России".

По определенной цепочке этот след может привести обратно в московские политические институты, которые придали казакам официальный статус и оказывают им щедрую государственную поддержку. В Кремле есть департамент, занимающийся делами казаков, и в 2005 году Путин подписал федеральный закон, носящий название "О государственной службе российского казачества", согласно которому были учреждены специальные казачьи подразделения в российских спецслужбах, наделенные различными правами, как правило монополизированными государством, вроде права патрулировать территорию России и проводить военную подготовку. Все эти службы, согласно закону, должны финансироваться правительством. Конечно же, такого закона нет в Украине, где казачьи группировки имеют официальный статус неправительственных организаций.

Но в последние годы казаки начали активно участвовать в выборах и получать места в органах власти Украины, в первую очередь, в местных представительских органах Крыма и в пророссийских районах восточной Украины. В России многие казаки уже занимают высокие государственные посты, как, например, влиятельный кремлевский представитель в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, которого приняли в Терское казачье войско в ходе экстравагантной церемонии в октябре прошлого года. А Водолацкий, кроме того, что является депутатом Государственной Думы, еще и председательствует в одном из комитетов союзного парламента России и Беларуси. В интервью TIME он сказал, что именно из этого источника поступают миллионы долларов на набор и обучение казаков в двух странах. Он отказался сообщить, идет ли часть из этих денег на лагеря в Украине. Его представитель в Крыму Юрченко отрицает, что его тренировочный лагерь получает какое-либо финансирование из-за рубежа.

Но кто бы ни финансировал этот лагерь, в нем юные мальчишки получают пространные уроки пророссийской идеологии, а некоторые из них проходят жестокий обряд посвящения, который Водолацкий оправдывает как необходимый шаг для того, чтобы "сделать их мужиками". Испытание, которое проводит инструктор по рукопашному бою либо один из кадетов старшего возраста, состоит из трехминутного избиения, после которого мальчишки покрываются синяками и кровоподтеками. "Оно того, безусловно, стоило", - сказал 15-летний украинец Кирилл, по словам которого, он прошел обряд посвящения, чтобы получить берет казачьего кадета. "У меня после этого было ощущение, как-будто бы я заново родился", - сказал он. Через несколько лет, когда он станет совершеннолетним, Кирилл планирует пойти в украинскую армию. Но, кажется, он еще не задумывается о своих приверженностях. Чьим приказам он будет подчиняться в первую очередь? Кого-либо из казачьих командиров или старшего по званию в украинской армии? "Я не знаю. Обоих, я думаю", - сказал мальчишка. После чего оглянулся на других ребят, уткнувшихся в свои тарелки с картофельным супом, и спросил: "Возможно ли такое?".

Саймон Шустер, Time

(перевод Crimea 24)








Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом

Zenko theme , Seo , Health , Dating , Money , Cheap hotels , Cheap flights