Страсти по империи



Крым не должен стать территорией, которую растаскивают по углам

Кость Бондаренко - директор Института украинской политики, "Независимая газета"

политолог Бондаренко

Лет 20 тому назад, на заре независимого развития России и Украины, одно издание поместило карикатуру: изба, углы, затянутые паутиной, лучина, ржавый самовар, двое стариков читают газету «Правда». При этом старик говорит старухе: «Нам бы еще Крым присоединить!» По-моему, лучшую иллюстрацию к ситуации вокруг позиции Станислава Говорухина и Константина Затулина, озвученной на прошлой неделе по вопросу Крыма, трудно представить. Считать передачу Крыма Украине самой яркой несправедливостью по отношению к России и российскому народу, как это предлагает Станислав Говорухин, как минимум странно.

Хотя тема не является принципиально новой. Многие помнят заявления экс-мэра Москвы Юрия Лужкова относительно необходимости вернуть Крым России. На этой же теме спекулировали и другие политики. Тот же герой говорухинского скандала Константин Федорович Затулин, если не изменяет память, раз пять или шесть объявлялся в Украине персоной нон грата из-за подобных высказываний. Да и известная сцена из фильма «Брат-2», в которой главный герой расстреливает украинскую мафию в Нью-Йорке со словами «Это тебе за Севастополь!» – тоже не добавляла толерантности и взаимопонимания в отношения между Украиной и Россией.

Понятно, что сегодня тема Крыма поднимается некоторыми политиками исключительно в связи с приближением президентских выборов. Нагнетание имперской риторики должно, по мнению авторов заявления, сплотить ряды сторонников Владимира Путина и расширить его электоральную базу.

При этом желательно говорить именно о Крыме: Украина вряд ли сможет показать зубы. Это не вопрос Аляски, на более сомнительных условиях оказавшейся в составе США, и не вопрос Курильских островов, и даже не вопрос спорных с Китаем территорий. Вопрос Крыма – это своеобразное издевательство над Украиной, которая выглядит более чем идеальной мишенью для критики с точки зрения предвыборной пропаганды. Ведь это же Украина виновата в развале великой страны! Это Украина сегодня не хочет идти в Таможенный союз и ЕврАзЭС! И именно она заявляет, что европейская интеграция для нее предпочтительнее, чем интеграционные процессы на постсоветском пространстве! Значит, необходимо продемонстрировать готовность к тому, чтобы публично наказать Украину.

Исходить из исторических обоснований претензий на Крым – это дать повод оспаривать нынешнее положение дел и Турции, и даже Италии, некогда владевших полуостровом. Мифология, которую развили псевдоисторики в последние десятилетия, попросту впечатляет.

Севастополь громко именуют «городом русской славы», хотя по большому счету с Севастополем Россию связывают преимущественно громкие поражения. Крым называют российским, хотя реально в подобном статусе он пробыл всего около 10 лет: в 1944 году коренное население Крыма (крымские татары) было депортировано, Крым начал заселяться интернациональным по своему составу населением, а уже в 1954 году полуостров был передан УССР в статусе области.

Конституция СССР 1977 года и Конституция УССР 1978 года (кстати, принятые после подписания Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, признавшего сложившиеся к 1975 году границы нерушимыми) подтвердили то, что Крым является частью УССР. В 1991 и 1997 годах Россия повторно признала отсутствие территориальных претензий к Украине. Зачем поднимать этот вопрос повторно – непонятно.

Миф также и то, что большинство граждан, проживающих в Крыму, стремятся ликвидировать хрущевскую ошибку и воссоединиться с Российской Федерацией. Социологи не отмечают преимущества у сторонников присоединения к России. Обычные наблюдения показывают, что митинги активистов русской идеи в Крыму год от года становятся все менее массовыми, а само русское движение лишено единого харизматического лидера.

Хотя, вполне логично предположить, некоторые политические круги в России (назовем их условно «ястребами») хотят продемонстрировать, что вся послевоенная система отношений в Европе устарела и подлежит пересмотру. Фактически начало ревизии этой самой системы началось в 2008 году, когда Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, а Евросоюз и США – независимость Косово (кстати, Украина не признала ни одно из этих «государств»). Постановка вопроса о принадлежности Крыма – это продолжение политики, направленной на списание в архив всего Хельсинкского процесса.

Понятно, что ни о каком пересмотре границ сегодня речи идти не может. Но вся беда в том, что иногда имперская пропаганда отрицательно воздействует на неокрепшие умы. Сон разума порождает чудовищ.

сследования социологов на протяжении последних лет показывают, что многие граждане Российской Федерации достаточно негативно относятся к украинцам – именно под воздействием подобного рода заявлений. И в этом плане не Янукович и его команда, не желающая идти на уступки в плане суверенитета Украина, а именно Затулин и Говорухин благодаря подобного рода заявлениям являются главными врагами сближения Украины и России, главными дезинтеграторами на постсоветском пространстве. Думаю, медвежья услуга, которую они оказывают Владимиру Владимировичу, вполне очевидна. Чем больше подобных заявлений, тем больше желания у украинских элит и украинского народа «уйти в Европу». Уверен, Украине и России нечего делить. И Крым может стать территорией, которая сближает, а не разводит по углам и не заставляет со злостью смотреть друг на друга. Не стоит, делая выборы, притворяться, что вы делаете империю.








Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом