Осетины Крыма заявили о своих правах на Чуфут-Кале и Неаполь Скифский



Осетинская община Крыма обратилась к президенту непризнанного в мире государства Южной Осетии Леониду Тибилову с просьбой о содействии в восстановлении ряда исторических памятников в Крыму.

Как отмечается в обращении, памятники, о которых идет речь, связаны с историческим наследием предков осетин - аланов.

Председатель Скифо-Аланской общины Крыма Харитон Хачиров в комментарии южноосетинскому информагентству РЕС выразил надежду на то, что руководство Южной Осетии обратится к властям Украины с просьбой передать шефство над скифскими и аланскими памятниками осетинской диаспоре.

"В Крыму много наших исторических памятников — Скифский Неаполь, аланский монастырь Чуфут-Кале, Аланская крепость и много других. Все они находятся в плачевном состоянии, их нужно восстанавливать, ухаживать за ними. Но местные власти не уделяют этому должного внимания", ― заявил Хачиров.

Глава осетинской общины Крыма заверил, что, взяв шефство над памятниками, осетины обязуются восстановить их и поддерживать в надлежащем состоянии. "Такие же обращения направлены и в адрес главы Республики Северная Осетия ― Алания Таймураза Мамсурова и в общественную организацию ''Высший совет осетин''. В нашей общине около 1 000 человек, и наша задача — сохранить историческое наследие нашей нации", ― подчеркнул Хачиров.

По словам лидера осетинов Крыма, в ближайшее время община планирует отметить памятную дату - "2700-летие скифов в Крыму". В планах общины также строительство небольшой гостиницы специально для жителей Осетии, желающих посетить Крым.

Напомним, Чуфут-Кале (название переводится с крымскотатарского языка как "еврейская крепость") считают своей национальной святыней крымские караимы.

Неаполь Скифский (с греческого: Neapolis — новый город) — древний город, одна из скифских царских крепостей в Крыму, столица позднескифского государства (III век до н. э. — III век н. э.).








12 комментариев

  1. Крымец:

    Осетины Крыма, езжайте млин в Остеию и не порите чушь.

    • Алан:

      крымец давай ты не будешь тут указывать куда кому надо ехать))) нормально делай, нормально будет)

  2. Ха-ха, позабавило. Осетины имеют такое же отношение к скифам как русские к полям или чехам. Гы. И потом что это за термин такой “Южная Осетия” ? Это я так понимаю временно окупированный Кацапией грузинский регион Самачабло?

  3. прохожый:

    там что-то про гостиницу промелькнуло. в этом и смысл, а не в скифах. они хотят под видом “заботы” о скифском наследии свои вопросы решить. с русней что-ли тесно стало уже, что в крым лезут?

  4. Iron:

    segodnya ne odin zdravomislyawij iz jitelej krima ne bydet osparivat absolutnyu prichasnost k krimy -ALAN.eti plemena projivali na territorii KRIMA s 1-11 VEK.(eto istoricheskie dannie)dokozatelstvom dlya vsex doljni bit 100%Alanskie zaxoronneniya na vsej territorii Skifskogo Neapolya.ne dlya kogo ne sekret chti CHYFYt-KALYoboronyali Alani i pri neposredstvenno verolomnom dejstvii otdelno vzyatogo karaima eta krepost pala.vo vsex istoricheskix myzeyax takje tyreckix eto zafiksirovano!teper o glavnom:ne odin iz jitelej krimskix osetin ne pretendyet na zemli dlya lichnogo polzovaniya v tom chisle i Osetin vsej YKRAINI.tradicionno potomki ALAN svyato chtyat mesta svoix ysobwix i stroit gostinnicy svyatotatstvo iredkogo yrovnya cinnizm!pri vsem yvajenii k gospodiny XACHIROVY ni kto emy ne daval pravo govorit ot imeni vsex Osetin,ibo glavoj Krimskix Osetin oficialno yavlyaetsya SAVLAEV V.nikogda takaya tema ne obsyjdalas na sobraniyax i sezdax osetinskogo naroda.ni kto iz zdravo mislyawix ludej Ykraini ne mojet zapretit yxajivat za zaxoroneniyami nawix predkov ne tolko v Krimy no i po vsej territorii Ykraini.tak chto GOSPODIN XACHIROV v prave proyavit sebya v etom napravlenii.DANNOE OBRAWENIe Xachirova mojno sformylirovat kratko:dva goda nazad k nam obrawyalis predstaviteli opozicionnix sil po dannoj teme vidimo chelovek popal pod vliyanie.xochy skazat chto roskola ne bydet na territorii Krima po vine Osetin.vse osetini Ykraini vmeste s Prezidentom iz za obedineniya vsej Ykraini!
    GLAVA VSEYKRAINSKOJ DIASPORI”ALANI”

  5. Крымец:

    Я прекрасно знаю, что древние аланы жили на территории Крыма и в свое время смешались с готами. Но!
    1) Эти гот- аланы вошли в этногенез крмыскотатарского народа (что и подтверждает анализ ДНК крымских татар)
    2) Древние аланы жили на террории почти всей Европы. В том числе на территории современных Испании, Венгрии и пр. Давайте все древние памятники этих стран, отдадим аланам. Чушь несусветная.
    Я с уважением отношусь к осетинам, Алан, но такие высказывания в контексте трагедии крымских татар как минимум безграмотны, а как максимум разжигают и так непростую этнонациональную ситуацию на полуострове. Осетины одни из предков древних алан и это не повод чтоб объявлять памятники того периода (не акт что построенные именно аланами) осетинскими априори, так как древние аланы вошли в состав многих народов Европы и это не дает современным осетинам право узурпировать причастность к истории древним алан.

  6. Крымец:

    По современным генетическим исследованиям на основе наследования по Y-хромосоме большинство крымских татар относится к гаплогруппе R1a1 (индо-арийская гаплогруппа, сформировавшаяся в Восточной Европе, и участвовашая в заселении Индии) – 32%. Для сравнения среди других народов – худжандские таджики (64 %), киргизы (63 %), ишкашими (68 %), лужичане Германии (63 %), поляки (ок. 56 %), русские (52 %), белорусы (52 %), украинцы (ок. 48 %), казанские татары 34 %, болгары – 14.7%. В Европе имеет довольно незначительное распространение: Исландия – 23 %, Швеция – 18-22 %. В тоже время, поразительным фактом является абсолютный максимум у брахманов индийских штатов Западная Бенгалия и Уттар-Прадеш – 72 % и 67 %. В Иране данная гаплогруппа представлена лишь 25 %.

    Также значительную долю среди крымских татар имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточная группа, характерная для еврейского населения) и G (западнокавказская) – 18%. (!!!!)

    В настоящее время гаплогруппа G с наибольшей частотой встречается среди осетин (до 75 %), терских казаков (53%) и шапсугов (около 80 %). До 17 века Черкессия (Западный Кавказ) также была частью Крымского ханства, между двумя регионами происходили значительные миграции населения (в крымской топонимике довольно часто встречается топоним “черкес”, “черкес-кермен”).

    J2 (ближневосточная группа) имеет среди крымских татар тоже значительный процент – 14.

    Следствием монгольского завоевания Крыма является распространение среди татар, прежде всего, степных (ногаев), гаплогруппы C, характерной для Центральной Азии, – 9%.

    Гаплогруппы E и I – по 5% каждая. Основной ареал распространения имеют на Балканском полуострове и юге Италии. Гаплогруппа E (хамитская), кроме Балканского полуострова, представлена в Северной Африке (Египет, Марокко) и Эфиопии, где как считается она и возникла.

  7. Iron:

    ni kogo ne xotim oskorblyat i v svoem otvete na vistyplenie yvajaemogo Xaritona ne edinnim slovom schitau ne nanes oskorblenie Krimskim Tataram.tem bolee razjiganie etnicheskix otnowenij ne v moem stile i nawego naroda.net segodnya drygix mnenij vo vsem mire chto osetini yavlyautsya potomkami DREVNIX ALAN.dostatochno xorowo znakom s istoriej ibo ya ne medik i po analizam krovi ne opredelyau prichasnosti k grypam narodov.mogy vas yverit chto otnowenie k drevnim ALANOM imeut ne XODJENSKIE TADJIKI a GORNIE-PAMIRSKIE. yvajaemij istorik GAFYROV-tadjik po nacionalnosti eto ne raz dokazival a izvestnij MILLER snyal vse pretenzii prichasnosti raznix nacionalnostej k ALANAM,chetko opredeliv edinstvennix potomkov OSETINI.nikto iz nas ne xochet prisvaivat zemli v kotorix kogda to projivali nashi predki ibi eto ogromnaya territiriya s severa na ug i s vostoka na zapad.net y nas pretenzij i k tataram projivauwim v Krimy.vse ixnie goneniya so storoni Sovetskoj vlasti ni kakogo otnoweniya k Osetinam ne imeut.ya ydivlen vawimi viskazivaniyami ibo vi chto to chyvstvyete ibo ne dogovarivaete,kak bi opravdivaetes pered istiriej.Osetini absolutno dryjeski otnosyatsya ko vsem narodam Mira.prowy ponyat vsex chto zaxoronenie ALAN gde bi oni ne naxodilis doljni posewatsya Osetinami i imi je soderjatsya v nadlejawem poryadke.schitau eto ne osporimmim pravom potomkov DREVNIX ALAN.s yvajeniem ko vsem vam.

  8. Валерий Савлаев:

    Дорогие друзья!

    Недавно в СМИ появилась информация об обращении председателя Скифо-аланской общины Крыма Харитона Хачирова к Президенту республики Южная Осетия о поддержке «восстановления ряда исторических памятников в Крыму».

    В Крыму действуют несколько осетинских общественных организаций: малочисленная Скифо-аланская, руководителем которого является Х. Хачиров, Крымская республиканская общественная организация «Конгресс осетин Крыма» и Крымская община осетин-алан «Алания», которая является основной и представляющей осетин Крыма. В настоящее время ставится вопрос об объединении всех обществ в единую организацию.

    История осетинского народа, как и греков, крымских татар, караимов, русских, украинцев и многих других народов, неразрывно связана с историей Крыма. Многочисленные памятники истории, архитектуры и археологии, которые оставили после себя наши предки – аланы свидетельствуют об этом. Но не секрет, что многие памятники находятся в плачевном состоянии, нуждаются достойного, пристального внимания и проведения необходимых реставрационно-восстановительных работ.

    Так, алано-готский могильник в урочище «Алония» в городе Ялта постоянно подвергается варварскому уничтожению «чёрными археологами», о чём неоднократно мы ставили в известность руководство города и республиканский комитет по охране культурного наследия. Но до настоящего времени никаких мер по сохранению этого уникального памятника не принято. Более того, на месте захоронения сделали отвал. И очевидно, беспокойство за наше историческое наследие послужило причиной нового обращения Харитона Хачирова. К сожалению, о своем обращении в Правительство Южной Осетии Х.А.Хачиров не поставил в известность ни руководство крымской общины осетин-алан «Алания», ни руководство осетинской диаспоры Украины, что вызвало непонимание и сожаление не только у руководства осетинских диаспор Крыма и Украины, но и руководства Северной Осетии – Алания. И, к большому огорчению, обращение Х.Хачирова стало предметом обсуждения, вызвало отрицательную реакцию и спровоцировало негативное отношение к осетинской общине Крыма некоторых граждан и общественных организаций Крыма.

    Как руководитель Крымской республиканской общины Крыма и заместитель председателя осетинской диаспоры Украины со всей ответственностью заявляю, что у осетин не было никогда и нет каких-либо стремлений забрать или занять какие-либо памятники, а есть только одно общее желание – сохранить наше историческое наследие, которое является достоянием всего нашего народа. Что касается самого обращения, к большому сожалению, я вынужден сказать уважаемому мной Харитону Адиозовичу Хачирову о некомпетентностив поднятом им вопросе, так как в соответствии с Законом Украины памятники археологии являются собственностью государства и никому не могут быть переданы, а тем более, не может быть речи о строительстве гостиницы на территории Заповедника Неаполя Скифского, так как этой территории определено другое функциональное назначение.

    Мы,крымчане– граждане Украины, живём в далеко непростое политическое время, экономический кризис и проблемы нашего общества не прошли мимо наших семей, и лишь совместно общими усилиями, сохранив наше единство и уважительное отношение дуг другу, сможем найти выход из этой ситуации. И я убеждён, что это в наших силах.

    Осетины Крыма, Украины всегда выступали и выступают за единство и сплочение наших народов. Своим самоотверж¬енным трудом в различных областях деятельности, вместе со всем народом Украины вносят свою лепту на благо процветания нашего государства. Мы не хотим, чтобы обращение Харитона Хачирова стало причиной или поводом для разногласий в нашем обществе и надеемся, что на этом инцидент исчерпан.

    Хочется, чтобы обсуждаемый нами вопрос стал материалом пристального внимания для руководства Крыма и Украины, для рассмотрения проблем по сохранению нашего культурного и исторического наследия.

    Желаю всем крымчанам, всему украинскому народу мира, счастья и процветания!

    С уважением, председатель Крымской общины осетин-алан «Алания»,

    Заслуженный архитектор Автономной Республики Крым

    Валерий Савлаев

    25 июня 2012г.

  9. прохожый:

    кажется только чукчи еще не заявляли о “неразрывной связи с историей крыма”

  10. Крымец:

    Уважаемый Виктор Савлаев, приятно было почитать ваше обрашение, расставившее все точки над “i”.
    Одно “но”, вы пишите:”История осетинского народа, как и греков, крымских татар, караимов, русских, украинцев и многих других народов, неразрывно связана с историей Крыма”
    Я могу понять греков, русских или украинцев, но извините меня при чем здесь севременные осетины?
    Да, одна из ветвей древних алан осело в Крыму. Но она смешалась с готами, а потом ассимилировалась с греками и тюрками Крыма. Эти аланы не мигрировали потом на территорию современных Южной или Северных Осетий, они- крымские аланы не вошли в этногенез современых осетин. Какая тогда историческая связь естт с Крымом у осетинсного народа? Непонятно, если только эта связь существует в контексте современной истории, т.е. осетины в Крыму во времена Рос. Империи и т.д., но это были опять-же единичные случаи.
    Если кто из кавказских народов и имеет неразрывную связь с Крымом, то это черкесы, которые жили по сесодству через Керченский пролив и в самом деле разными путями влияли и на историю Крыма и на тот-же этногенез крымских татар.
    Повторюсь с уважением отношусь к осетинам, но слишком уж многие пытаются безосновательно доказать свою причастность к истории Крыма, это просто смешно.
    “Iron”, пишите пожалуйста через транслит, если нет русской раскладки, невозможно читать ваши сообщения.

  11. ВАвпап:

    Имеется в виду культурная связь скифо-сарматского мира, которую сегодня продолжают осетины.
    При чем здесь этногенез?
    Или проезжая возле Дона и Днепра ( сарматские названия рек ) , какой-нибудь представитель осетинского народа не может вспомнить и рассказать своим детям, что когда-то на берегах этих рек жили сарматы, женщины, которых что-то стряпали, а мужчины занимались какими-то своими делами?!
    И потом все эти места, в которых когда-то жили сарматы то здесь то там открывают затененные фрагменты истории древнего народа
    Интерес к поддерживанию памятников в надлежащем состоянии понятен, но лучше бы развивали и восстанавливали в Осетии …
    а если уж откровенно, то это все ненужное
    Хорошо, что древнее аланское название Феодосии Ардавда не решили вернуть))))

Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом Валерий Савлаев