Крымские караимы поссорились из-за наследия предков



Среди представителей одного из самых немногочисленных народов Украины - крымских караимов - возникли разногласия по вопросу принадлежности построенных их предками религиозных храмов. 

Симферопольская кенасса - молельный дом караимов

На здании симферопольской кенассы под пятиконечной звездой проступают следы звезды Давида

На прошлой неделе о своих правах на симферопольскую кенассу и здание караимского духовного училища в Евпатории заявила малоизвестная религиозная община "Карайлар", которую возглавляет бывший пресс-секретарь первого и последнего президента Крыма Юрия Мешкова и собкор московской "Независимой газеты" Вячеслав Лебедев. Представители общины пришли на прием к заместителю председателя Верховного Совета Крыма Григорию Иоффе и попросили оказать содействие в развитии караимской культуры, а именно - возврате здания кенассы (молитвенного дома) в Симферополе, где сейчас находится радиодом гостелерадиокомпании "Крым", и здания караимского духовного училища в Евпатории, где в настоящее время расположен детский театр "Золотой ключик".

По информации пресс-центра Верховного Совета Крыма, в ответ Иоффе сообщил, что на сегодняшний день "приняты все необходимые решения по возврату кенассы в Симферополе, однако вопрос решается крайне медленно из-за отсутствия государственного финансирования". "Я убежден, что этот вопрос решится, он не забыт и находится на постоянном контроле крымской власти", - заверил вице-спикер парламента автономии.

Говоря о возврате здания караимского духовного училища в Евпатории, Иоффе призвал проявить в этом вопросе "мудрость и взвешенность, чтобы не пошатнуть межнациональное согласие в автономии". "Необходимо искать взаимоприемлемые варианты, чтобы в результате никому не навредить", - сказал вице-спикер.

Претензии Лебедева и его сторонников на наследие предков вызвали возмущение у других караимских организаций. Так, этно-культурный центр "Кале", близкий к Всеукраинской ассоциации крымских караимов "Крымкарайлар", назвал членов общины "Карайлар" "самозванцами".

"Надо сказать, что аппетит этих аферистов не маленький, учитывая и то обстоятельство, что об этой "общине" никто из караимов ничего не слышал", - заявили в центре "Кале". Там также напомнили, что здание духовного училища в Евпатории до революции принадлежало Таврическому и Одесскому Караимскому Духовному Правлению. "На сегодняшний день Духовное управление религиозных общин караимов Украины является законным его правопреемником", - отметили в центре "Кале".

Что касается Симферопольской кенассы, то, по мнению авторов заявления, единственным ее законным правонаследником является самая крупная в Украине симферопольская религиозная караимская община "Чолпан", о чем свидетельствуют соответствующие решения правительства Крыма. "Всевозможные спекуляции на эту тему являются провокативными", - подчеркнули в этно-культурном центре "Кале".

Напомним, симферопольская кенасса — культовое сооружение (молитвенный дом) караимов в Симферополе, памятник архитектуры конца XIX века. Это здание было построено на улице Караимской, рядом со старым зданием кенассы в 1891-1896 годах по причине увеличения численности караимской общины. С 1936 года в здании находится редакция радиовещания ГТРК "Крым".

Духовное управление крымских караимов совместно с религиозными караимскими общинами уже длительное время добивается возврата кенасс в Симферополе, Севастополе, Киеве, Бердянске, а также Александровского духовного училища в г. Евпатории. Около трех лет назад занимавший на тот момент должность председателя Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко пообещал, что уже к концу 2009 года здание симферопольской кенассы будет передано караимской общине. Для этого Кабинет Министров Украины даже выделил 3 млн. гривен на перевод радиоредакции в отремонтированные помещения ГТРК "Крым". Однако из здания кенассы по сей день доносятся не молитвы караимов, а позывные государственной радиостанции.








2 комментария

  1. Къырымогълу:

    Бедные караимы и так их мало, дык еще и ссорятся…

  2. Сергей Е:

    А где тут ссора между караимами?
    Слава Лебедев – известный пройдоха еще по 90-м годам, и ни какой он не караим. По всей видимости положил глаз на здание кенаса и решил провернуть аферу. Зарегистрировал псевдокараимскую общину (это у нас можно сделать без всяких преград) и начал зондировать почву.

Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом Сергей Е