Крымский муфтият будет отговаривать мусульман от зажжения свечей



Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) рассмотрело вопрос о соответствии исламским канонам акции "Зажги огонек в своем сердце", которая ежегодно проводится в рамках траурных мероприятий, посвященных очередной годовщине депортации крымскотатарского народа.

Крымские татары зажигают свечи в день памяти жертв депортации

Из свечей участники акции выкладывают крымскотатарский национальный символ - тамгу крымских ханов Гераев

Как сообщили в пресс-службе крымского Муфтията, на очередном собрании имамов отмечалось, что в ходе данной акции, а также во время празднования Хыдырлеза имеют место действия, которые "несвойственно совершать мусульманам". В связи с этим ДУМК поручило имамам проводить разъяснительную работу среди верующих "относительно имеющихся фактов".

На собрании также отмечалось, что в день проведения Всекрымского траурного митинга 18 мая пятничный намаз (джума) будет проходить в мечетях, откуда верующие направятся на центральную площадь Симферополя.

Напомним, дискуссия об уместности использования свечей в акции "Зажги огонек в своем сердце" уже продолжается в среде крымских татар на протяжении нескольких последних лет. В марте 2010 года  заместитель муфтия мусульман Крыма Айдер Исмаилов в комментарии газете "Авдет" отметил, что "огонь сам по себе запрещенным с точки зрения ислама не является". "Но мы не можем не признать тот факт, что огонь или свеча - это элемент, который используется как атрибут каких-либо обрядов поклонения в других религиях, - сказал заммуфтия. - В данном случае четко обозначено, что мероприятие не является религиозным, и зажжение огня на площади не может носить религиозный характер, так как это происходит в контексте мероприятий, посвященных дню депортации 17-18 мая, и ассоциировать все эти мероприятия с исламом было бы не особо объективным".

"Если бы этот огонь или свечку зажигали, например, в мечети или на кладбище, тогда возник бы вопрос, однако этого не происходит и не входит в планы организаторов, - отметил Исмаилов. - Также важен такой момент, как намерение - с какой целью зажгли огонь. Например, если зажечь огонь, дабы помянуть усопших, то, с точки зрения ислама - это недопустимо, т. к. в исламе есть свой способ поминания - это молитва за их души или чтение Корана. Намерением данной акции является информационное привлечение к трагедии".

Тем не менее, по мнению заммуфтия, у большинства людей зажжение свечей или огня ассоциируется с христианством или язычеством. "Эти ассоциации могут пробудить у некоторых негативное отношение к акции, для этого организаторам можно было бы заменить светящиеся элементы и провести разъяснения относительно намерения. И, в первую очередь, провести это для тех, кто счел такого рода мероприятия недопустимыми, считая, что акцию организовали именно с целью помянуть", - добавил Исмаилов.

Что касается празднования Хыдырлеза, а также Навреза и Дервизы, которые являются доисламскими, то Муфтият допускает их празднование, но с определенными оговорками. "Если национальные праздники не включают в себя элементы, запрещенные или несоответствующие исламу, а также если в ходе празднования не совершаются поступки, противоречащие принципам ислама, как например распитие спиртных напитков, то празднование крымскими татарами в данном случае Хыдырлеза вполне допустимо", - отметил Исмаилов. По его словам, к языческим реликтам относятся гадания, придание святости огню, что недопустимо в Исламе. Заммуфтия также отметил, что праздник, символизирующий приход весны и начало плодородного года, уже приобрел духовный колорит: на праздновании зачастую совершается молебны, люди молят Аллаха о богатом урожае и благоприятных погодных условиях. "Здесь мы можем говорить об исламизации национальных традиций и праздников, они уже приняли исламскую форму и вошли в соответствие с общими положениями нашей религии", - подчеркнул Исмалов.

Выкатывание каравая на праздновании Хыдырлеза в Крыму

В прошлом году гадание о будущем урожае с помощью выкатывания хлебца доверили Мустафе Джемилеву

Заммуфтия отметил, что в некоторых крымскотатарских праздниках, включая Хыдырлез, действительно, сохранились языческие элементы. В частности, по словам Исмаилова, традиция катать калакай - особый хлебец, с помощью которого гадают о будущем урожае, может трактоваться как попытка предсказания будущего, что противоречит мусульманским принципам. "К тому же, имеет место факт неуважительного отношения к хлебу: его опускают ниже пояса и катают по земле. Эти моменты необходимо корректировать либо исключать", - подчеркнул заммуфтия.

Как уже сообщал Crimea 24, в этом году Хыдырлез планируется отпраздновать на республиканском уровне. Как ожидается, праздничные мероприятия, которые состоятся 5 мая на 25-м километре трассы Симферополь ‑ Бахчисарай возле культурно-развлекательного центра "Шахерезада", соберут около 20 тысяч человек со всего Крыма.

В прошлом году в ходе празднования Хыдырлеза была проведена традиционная церемония выкатывания хлебного каравая - калакая, с помощью которого определяют, насколько урожайным будет этот год. Выкатить калакай тогда доверили председателю Меджлиса крымскотатарского народа, народному депутату Украины Мустафе Джемилеву. "Прокатившись по всей сцене, калакай лег к небу лицевой стороной, украшенной национальными орнаментами, что предвещает благодатный и щедрый год всем живущим на земле. Затем калакай был передан со сцены участникам празднества, многим из которых, передавая его из рук в руки, удалось отведать по маленькому кусочку", - рассказали тогда в пресс-службе Меджлиса.








1 комментарий

  1. пассажир:

    Наблюдается “шарахание” муфтиятовцев в разные стороны, видимо это признак слабости в религиозных познаниях: в прошлом году было чётко поддержана “свечная” акция, в этом году уже, получается, нельзя… Хлебец катали во все годы в присутствии руководителей муфтията, в этом году, получается, тоже “нельзя опускать хлеб ниже пояса”… Интересно, как отнесутся ко всеобщим возлияниям на празднике, которые будут традиционно происходить в присутствии мусульманских священнослужителей?

Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом пассажир