О базе отдыха “Батилиман”, государственно-частном партнерстве и инвестициях в Севастополе
Одной из животрепещущих тем этого года для севастопольцев стала возможная продажа базы отдыха "Батилиман". Оно и понятно: с одной стороны, многие из нас провели незабываемые часы на берегу "грязной" бухты, с другой стороны - ужасающее состояние городского транспорта, в прямом смысле слова стоившее жизни нескольким жителям города.
В такой ситуации естественно желание городских властей решить проблему самым простым образом - продать базу отдыха, а на вырученные деньги обновить троллейбусный парк. В ответ же раздаются возражения: дескать, новые троллейбусы через лет 15 сгниют, а базу то уже не вернешь...
Ну, последний аргумент, конечно, слабоват: эксплуатация обновленного троллейбусного парка при грамотном управлении предприятием позволит через 10-15 лет полностью обновить парк за счет амортизационных отчислений. Однако сейчас речь не об этом...
Продажа базы "Батилиман" - вопрос для города болезненный настолько, что, несмотря на постоянные несчастные случаи с летальным исходом на транспорте, власть не решилась продать базу до проведения выборов в Верховную Раду, потому что принятие столь непопулярного хоть и критически необходимого для города решения серьезно покачнуло бы позиции Партии регионов в городе перед выборами.
Однако времени до выборов осталось мало, и уже скоро решение по базе будет принято. О том, что ситуация останется неизменной, мечтать не приходится: ну, не сможет город удержать базу, на ее территории уже незаконно возведены чужие гостиницы, то там, то тут пройдет слух, что кто-то из соседей хочет прикупить базу для себя, да и решать проблему с троллейбусами в Севастополе уже пора. Пока же, как это ни удивительно, "Батилиман" приносит городской казне одни убытки: расходы на содержание базы превышают официально получаемые доходы, так что, кроме директора базы, такая ситуация не может никого устроить...
Вариантов решения немного: продажа - решение крайне непопулярное, но самое простое, залог базы под привлечение кредита - решение сложное и, по-видимому, руководство города боится взять ответственность.
Однако в спорах "продавать - не продавать" все как-то совершенно забыли о том, что есть еще механизм государственно-частного партнерства, проще говоря - концессия. Если вкратце, то механизм концессии заключается в том, что земельный участок передается инвестору не в собственность, а в управление на определенный срок. Инвестор на участке реализует за свой счет инвестиционный проект. При этом юридическим собственником построенного объекта становится город, а инвестор получает объект в управление на определенный срок и выплачивает городу не только арендную плату за земельный участок, но и часть полученной прибыли. После окончания срока концессии построенный объект вместе с земельным участком возвращается городу.
Конечно, механизм государственно-частного партнерства не настолько прост, как обычная продажа, и требует от власти определенного мужества и желания работать. Однако реализация проекта в данном формате позволило бы избежать принятия непопулярного решения о продаже базы. А за счет получаемой арендной платы и доли в прибыли от эксплуатации нового объекта можно было бы постепенно обновить троллейбусный парк без того, чтобы постоянно выпрашивать троллейбусы у московского правительства. При этом после окончания концессии город получит в полную собственность построенный объект.
Кроме того, выбор решения проблемы по такому сценарию покажет всему бизнес-сообществу, что администрация Севастополя может не только проводить никому не нужные инвестиционные форумы, но и решать конкретные вопросы и вести цивилизованный деловой диалог.
Такой механизм можно использовать по всем городским активам, продажа которых в настоящее время невозможна по тем или иным причинам, - таким как кинотеатры "Москва" и 'Украина", стадион "Горняк". Думаю, что с учетом того, что за прошедшие полтора года в город не пришел ни один сколь-либо серьезный инвестор, данное решение позволило бы хоть как-то сдвинуть с мертвого места вопрос привлечения инвестиций в городскую экономику.