В Крыму провоцируют новый “крестоповал”



В Крыму началась очередная кампания по установке поклонных православных крестов на въездах в населенные пункты и в других более-менее значимых местах. В прошлый раз подобные действия привели к межконфессиональному конфликту, который в прессе прозвали "крестоповалом". Тогда массового кровопролития удалось избежать с большим трудом.

Мэр Феодосии Александр Бартенев и феодосийские казаки не нашли общего языка
Мэр Феодосии Александр Бартенев (крайний справа) так и не нашел общего языка с инициатором установки креста Юрием Минихом (в спортивном костюме)

Как сообщал Crimea 24, в среду вечером на въезде в Феодосию со стороны села Владиславовки по инициативе Феодосийского полка Международного союза казаков (МСК) без каких-либо согласований с властями был установлен поклонный крест. При этом идею установки распятия без разрешительных документов не одобрила и Украинская православная церковь Московского Патриархата. В своем письме инициаторам акции митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь отметил, что, прежде чем "совершить благое дело", следует получить разрешение в Совете министров Крыма. В свою очередь, благочинный Феодосии отец Михаил Сытенко заявил, что "казаки против воли, против благословления произвели незаконную установку креста". "Казаки продемонстрировали непослушание. Паче того, мы, священство нашего благочинного округа, звонили им, просили не устанавливать, но казаки против воли, против благословления произвели незаконную установку креста", - сказал он.

Тот факт, что увещевания священников не возымели должного действия на "защитников православия", каковыми любят называть себя представители казачьих организаций, лишний раз подтверждает подозрения: инициаторы установки креста преследовали религиозные цели лишь в самую последнюю очередь. Тем более, что феодосийские казаки отмечаются на ниве незаконного крестовоздвижения уже не в первый раз. Весной прошлого года они принимали самое активное участие в событиях, происходивших на другом конце Крыма – в Бахчисарайском районе, где также на самом видном месте села Вилино был самовольно установлен пятиметровый поклонный крест. Это вызвало возмущение у местных мусульман, которые потребовали убрать распятие и заявили о своей готовности демонтировать его самостоятельно. В конце концов после вмешательства властей и милиции местная православная община решила перенести распятие на место строящегося православного храма.

Летом прошлого года по инициативе Феодосийского полка МСК также был установлен поклонный крест на въезде в Большую Феодосию со стороны поселка Приморский. Выступая тогда перед своими сторонниками, атаман Юрий Миних заявил: "Мы – хозяева своей земли, и поэтому православные кресты, как символ нашей веры, должны и будут оберегать Крым там, где этому будет воля православных христиан". Тогда же атаман сообщил, что в планах феодосийских казаков установка крестов и в других местах на территории Большой Феодосии. А пресс-служба Феодосийского полка МСК в своем сообщении об установке креста в Приморском открыто признавала: инициаторы акции понимали, что она вызовет возмущение у представителей других конфессий и, в частности, у крымских татар, исповедующих ислам. В связи с этим в пресс-службе тогда подчеркнули, что "любые попытки осквернить православный крест, посягнуть на его целостность будут пресекаться. Без промедления и безжалостно".

Именно на такое развитие событий, судя по всему, рассчитывали казаки, устанавливая крест и на этот раз. И расчеты их практически оправдались. Установка креста предсказуемо вызвала недовольство у крымскотатарской общины, которая потребовала от городских властей демонтировать конструкцию, установленную без каких-либо документов и согласований. Мэр Феодосии Александр Бартенев и прокурор города Даниил Стадник, прибыв на место, попытались убедить казаков не провоцировать межконфессиональную напряженность и демонтировать незаконный объект, но также не были услышаны. Тем более что казаки во главе с атаманом Юрием Минихом ранее уже отметились рядом акций против феодосийских властей.

По информации Бартенева, пару месяцев назад казаки, действительно, обратились к Береговскому сельскому голове с просьбой разрешить на трассе Владиславовка-Феодосия установку креста или какого-нибудь другого символа христианской веры к 66 годовщине Дня Победы. Сельсовет дал такое разрешение и направил соответствующее письмо в Совет министров Крыма для принятия окончательного решения - так требует законодательство в случае, если участок выделяется за пределами населенного пункта. Однако на сегодняшний день заседание крымского правительства по этому вопросу не проводилось, и земля не выделялась.

"В свое время в нашем совете было принято межконфессиональное решение: все, что касается религии, должно делаться исключительно по закону, и установка любых культовых символов должна проходить законную процедуру, как православных, так и мусульманских, – напомнил Бартенев. – Мы должны жить по-добрососедски: представители всех религий".

По информации официального сайта Феодосийского городского совета, теперь мэрия намерена добиться демонтажа незаконно установленного креста в судебном порядке. «Ничего другого не остается, как обращаться в суд», – констатировал Бартенев.

Некоторые обстоятельства событий в Феодосии и других регионах Крыма указывают на то, что кампания по установке поклонных крестов заранее спланирована и преследует своей целью повышение градуса межконфессиональной напряженности на всем полуострове. Так, не далее как в марте этого года другая казачья община - "Соболь", которая больше похожа на тоталитарную секту и, кстати, тесно сотрудничает с Феодосийским полком МСК, инициировала и организовала установку сразу нескольких распятий в селах Родниковского сельского совета Симферопольского района (кстати, лидер «Соболя» Виталий Храмов, который уже проходит по уголовным делам о разжигании межнациональной розни, также отметился на месте нынешних феодосийских событий).

В частности, в Симферопольском районе кресты были водружены в сс. Родниковом, Аркадьевке, Кубанке, Курганном. Данная акция вызвала возмущение со стороны мусульман, проживающих в этих селах. Большая группа жителей Родниковской громады направила руководству Крыма и в прокуратуру коллективное обращение, в котором выразила свое несогласие, в частности, с тем, что крест был установлен на территории источника, расположенного в селе Родниковом, которым пользовались люли разных вероисповеданий. "Теперь над источником установлен поклонный православный крест, установлена икона, - говорится в обращении. - Источник-родник неожиданно стал "Живоносным источником" и получил статус православного".

Авторы обращения подчеркивают, что никаких согласований на установку поклонных крестов с другими конфессиями либо общественных слушаний не проводилось, "то есть все было сделано не прозрачно,за спиной у громады". "Считаем это самоуправством и провокацией межнациональных отношений,в громаде с 40% мусульманского населения это выглядит как провокация межнационального конфликта", - подчеркивается в обращении.

Как известно, в конце 1990-х – начале 2000-х годов на дорогах Крыма и при въездах в населенные пункты по инициативе Крымской епархии Украинской Православной церкви началась установка поклонных крестов и другой религиозной символики. Именно из-за этой кампании в знак протеста Духовное управление мусульман Крыма вышло из состава Межконфессионального совета Крыма, куда не вернулось по сей день.

Установка одного из таких крестов в поселке Морское под Судаком в октябре 2000 года едва не привела к межконфессиональному конфликту. Тамошняя православная община установила гигантское металлическое распятие на месте, где некогда было крымскотатарское кладбище. Возмущенные крымские татары повалили крест, из-за чего произошли столкновения на религиозной почве с участием представителей местной казачьей общины. События, связанные с этим инцидентом впоследствии получили в прессе название "крестоповал". Остановить массовое кровопролитие тогда удалось только благодаря вмешательству властей автономии, стянувших в Морское крупные силы милиции.








Пожалуйста, скажите, что Вы думаете об этом